Легенды под сводами

22.03.2012
Церемония поднятия маек ветеранов ЦСКА (фото М. Сербин, cskabasket.com)
В продолжение проекта «Дни легенд» в УСК ЦСКА во время первого матча четвертьфинальной серии Евролиги под своды арены подняты баннеры с именами двух знаменитых в прошлом игроков нашего клуба – Александра Травина и Юрия Корнеева.

К сожалению, оба легендарных баскетболиста уже ушли из жизни, потому об их игровых качествах, характерах и достижениях рассказывают бывшие партнеры по команде.

Защитник, который умел всё

Александр Травин (23.07.1937-15.02.1989)
Представитель славной баскетбольной династии, сын легендарного игрока и тренера Константина Травина. Серебряный призер Олимпийских игр-64. Чемпион мира 1967 года, бронзовый призер мирового первенства 1963 года. Двукратный чемпион Европы (1963, 65). Семикратный чемпион СССР в составе ЦСКА (1960-66). Двукратный обладатель Кубка чемпионов (1961, 63)


Вспоминает Анатолий Астахов:
Когда я пришел в основную команду, Сашка с ней уже тренировался. Но поскольку главным тренером был Константин Иванович Травин, его отец, он Сашу на все сборы подключал лет с 14. В то же время ему не давал много свободы, предпочитая, чтобы не подумали о родственных привязанностях. Зато когда ЦСКА возглавил Евгений Николаевич Алексеев, Травин-младший сразу оказался в основной пятерке. И оставался там, пока не стала «подпирать» талантливая молодежь вроде Сергея Белова. В силу неважного здоровья Травина, частых болезней, я часто подменял его на этой позиции. Как, кстати, и Алачачяна. Если сравнивать с современным баскетболом, то ближе остальных к Травину кажутся Шишкаускас или Лэнгдон. Потому что Сашка играл «от броска». Атаковал он отлично. На Олимпиаде в Риме против американцев он набрал 20 очков. По тем временам это было выдающимся результатом.

Саша был правильных моральных принципов, устоев. Он женился на Юлии, с которой познакомился еще в детской спортивной школе. Их дружба вылилась в хорошую семейную пару. С Юлией Ивановной мы часто перезваниваемся, поддерживаем связь. Травина можно охарактеризовать как нормального, упрямого, самоуверенного, где-то азартного, толкового русского мужика. Во время тренировочных циклов, сборов четко соблюдал спортивный режим. После окончания карьеры, как многие из нас, какое-то время провел в группе советских войск в Германии. По возвращении работал в СДЮШОР начальником, его подключали к работе в качестве тренера молодежных команд СССР. К сожалению, здоровье не позволило ему долго работать тренером.

Он из спортивной семьи. Мама играла за «Локомотив», мастер спорта. Отец тоже выступал в «Локомотиве», а когда Василий Сталин организовал ЦСК ВВС, оказался там, стал чемпионом СССР в 1952 году. Тренером этой команды вместе с ним был Павел Цейтлин. После расформирования многие из баскетболистов-«летчиков» оказались в ЦСКА».

Вспоминает Виктор Зубков:
Саша - продолжатель баскетбольной семьи, сын знаменитого игрока и тренера, фронтовика, Константина Ивановича Травина. Травин-младший был единственным воспитанником спортивной детской-юношеской школы ЦСКА в составе команды мастеров. Я пришел в ЦСКА в 1957-м, а он - в 58-м, том самом году, когда мы не смогли выиграть первенство Союза.

Травин был очень трудолюбивым и скромным товарищем. Вспоминаю, как после тренировки он оставался и с Алачачяном отрабатывал бросок. Четверка защитников тогда в ЦСКА была замечательная - Алачачян, Травин, Астахов, Кульков – они нас, высокорослых игроков, отлично снабжали мячами.
Один из лучших защитников Советского Союза, на площадке умел делать все - и водить мяч, и отдавать хороший пас, и, главное, вовремя забить - за счет его соперник страховать не мог. Травин регулярно попадал в символические составы лучших игроков чемпионатов мира и Европы. Его дочь, Юлия, тоже посвятила себя баскетболу.

Вспоминает Александр Кульков:
Александр начинал в ЦСКА с юношей, потом постепенно дорос и до основной команды. Запомнился очень трудолюбивым, целеустремленным, собранным спортсменом, по-игроцки очень злым и настырным. Травин был много старше меня, и когда я пришел в ЦСКА, он меня опекал, учил. Его амплуа – атакующий защитник/легкий нападающий, он являлся великолепным снайпером. В те годы было принято играть по-хоккейному, двумя пятерками. Мы с Астаховым составляли пару защитников в одной пятерке, а Травин играл вместе с разыгрывающим Арменаком Алачачяном в другой, основной. Когда в конце тренировок играли «двусторонку», у нас всегда было острое соперничество между двумя составами. Эти мини-матчи проходили очень азартно, такая здоровая конкуренция была, хотя борьбы за место в «основе» не было.

К сожалению, Александр Травин покинул ЦСКА в самом расцвете сил, когда еще мог играть и приносить пользу. С приходом на тренерский пост Арменака Алачачяна, положение ветерана осложнилось, ведь когда игрок становится тренером, то старается по скорее убрать тех, с кем выходил на площадку. Вот и Арменак начал обновлять команду, и в 1967 году Александр закончил выступать в ЦСКА. К тому же существовала при советской власти установка Госкомспорта, согласно которой после 30 лет карьеру в спорте высших достижений надо завершать.


«Боец», которого боялись американцы

Юрий Корнеев (26.03.1937–17.06.2002)
Один из самых оригинальных и ярких баскетболистов советской эпохи. Серебряный призер двух Олимпиад – 1960 и 1964, бронзовый призер чемпионата мира-63. Двукратный чемпион Европы (1959, 61). Пятикратный чемпион СССР в составе ЦСКА (1962-66). Обладатель Кубка чемпионов (1963)


Вспоминает Анатолий Астахов:
Юру мы забрали из «Динамо», где он выступал даже дольше, чем у нас – семь или восемь лет. После окончания института его привлекли в сборную СССР, пригласили в ЦСКА, сделали офицером. В течение пяти лет Юра играл за ЦСКА, участвовал в Олимпийских играх. Он был «взрывным» игроком, с сумасшедшим проходом, ноги росли чуть ли не от шеи, в борьбе под щитом был незаменим. Его даже американцы боялись, особенно, когда у Юры глаза загорались, он «заводился».

Мы очень дружили. Юра был музыкальным человеком. Если все за границей покупали некие товары или сувениры, для него главным было посмотреть фильм с участием Элвиса Пресли, привезти пластинки. Дома, на Ходынке, он собрал большую фонотеку, мы часто собирались, слушали.

После окончания карьеры ему предлагали еще поиграть. Но ему помогли поступить в Академию бронетанковых войск с сохранением высокой зарплаты, которую он получал в ЦСКА, на период учебы. Год-полтора он попробовал учиться, но все это было не для него – кровь кипела, девушки… В общем, академию он забросил. Работал в «Тринте» тренером. Сын его, Мишка, тоже был воспитанником «Тринты», играл у меня в дубле, но разбился на «Волге» ночью на Зубовском…

Думаю, о Корнееве приятно будет и поклонникам «Динамо» вспомнить, все же этому клубу он многое отдал. Его нельзя винить – он ушел в ЦСКА, более сильную команду, с которой смог многого добиться. И сегодня мы чествуем его совершенно заслуженно.

Вспоминает Виктор Зубков:
Сейчас в хоккее есть такие бойцы «специального назначения» - тафгаи, так вот у нас в команде был такой. Нельзя сказать, чтобы он любил подраться, был грубым игроком, но когда он брал мяч в руки, он буквально зверел, шел напролом, в общем, любил контактный баскетбол. Боец до мозга костей, он выходил на площадку, словно бык на сражение с матадором, для него кольцо было такой «красной тряпкой». Полностью отдавался игре, выкладывался на полную катушку.

Близко познакомились мы в те годы, когда он еще защищал цвета «Динамо». Играли в маленьком спортивном зале на Цветном бульваре, с балкончиком для зрителей. И вот Юра, выбивая снизу мяч, рассек мне подбородок, пришлось накладывать швы. Ему говорят: «Что ж ты так, Юрий Иванович?!», а он: «Я же просто мяч выбивал!».

При росте 197 см, он был очень подвижным и атлетичным. Корнеев мог бы еще поиграть в ЦСКА, но конкуренция за место в составе была большая, тогда считалось, что в после 26-27 лет из команды мастеров надо уходить.

Последний раз мы выходили с ним на площадку в 1997 году, в Финляндии, на ветеранском турнире. Местом его службы была спортшкола «Тринта», где он долгие годы проработал вместе с Валентиной Башкировой. Он очень тяжело переживал смерть сына, который тоже неплохо играл в баскетбол, выступал за команду МИСИ.

Вспоминает Александр Кульков:
Юрий Корнеев пришел в ЦСКА чуть раньше меня. Был сильным, напористым игроком и очень свободным на площадке, «рвал и метал», по-спортивному злым был.

Марина Кукош
Фотогалерея
Юрий Корнеев (фото из архива)
Александр Травин (фото из архива)
фото из архива Александра Травина
Травин и Корнеев против Реала (фото из архива Травина)
1963 г. Обладатели Кубка европейских чемпионов (фото из архива)
1962 г. Чемпионы СССР (фото из архива)