Дионте Кристмас: ЦСКА – это европейские «Селтикс»

05.11.2012
Дионте Кристмас (фото М. Сербин, cskabasket.com)
Новичок армейцев Дионте Кристмас – ходячее торжество. Он весел и разговорчив, да и его фамилия, в переводе означающая Рождество, обязывает создавать хорошее настроение. А заодно подает тему для начала разговора.

Какой твой любимый праздник?
(Смеется). Конечно, Рождество! И не потому, что такова моя фамилия. Думаю, 80 процентов людей ответят так же. Ведь это тот самый праздник, когда можно не только получать подарки, но и дарить их самому.

Знаешь вообще, откуда пошла такая необычная фамилия?
Если честно, нет. Мой дед, который наверняка мог бы дать ответ на этот вопрос, умер, когда мне было два года, так что у меня не было шанса толком поговорить с ним. Есть такая мысль однажды сесть с моими бабушками, порасспрашивать.

Какой твой любимый заголовок в прессе из тех, в которых журналисты обыгрывали фамилию?
Их было много. Например, конечно, Christmas comes in [Рождество пришло], который выдавался в июне-июле. Christmas all year long [Рождество круглый год].

Забавно, что с такой фамилией ты закончил колледж «Темпл» [«Храм»].
Определенно. Со мной всю жизнь что-то подобное происходит.

Давай перейдем к серьезным вопросам. Правда, что в «Селтикс» был массажист из России, который рассказывал тебе о ЦСКА?
Да. Правда, я и так знал о ЦСКА, ведь, как-никак провел в Европе несколько лет. Понимал, что это одна из сильнейших баскетбольных программ континента. Удивительно, что, когда я приехал в Бостон, массажист, которого зовут Владимир, оказался из России. Он вообще-то из Санкт-Петербурга, много рассказывал мне о городе, но при этом с любовью и уважением отзывался о ЦСКА. И, представьте, покинув «Селтикс», я оказался именно здесь.

Тренер Мессина сказал, что наш клуб следил за тобой еще летом. Знал об этом интересе?
Слышал кое-что, но не знал, насколько серьезен этот интерес. Если честно, это выглядело шуткой. Знаю историю ЦСКА, и попасть сюда после сезона в маленьком клубе… Играл в Летней лиге и думал, обернется ли интерес конкретным предложением. Все это выглядит форменным сумасшествием. Еще недавно я играл в Греции, а сейчас сижу здесь, разговариваю с вами… Быть частью этой программы – благословение, отличная возможность проявить себя. Постараюсь помочь выиграть Евролигу, чемпионат России, Лигу ВТБ. Счастлив, что у меня есть такой шанс.

Спасибо за добрые слова, но ведь ты был близок к исполнению мечты, попаданию в НБА. Наверное, решение «Селтикс» о расставании было неприятным сюрпризом.
Да. Но это бизнес. Изначально команда из-за ухода из спорта Кейона Дулинга нуждалась в запасном плеймейкере. Это одна из позиций, на которых я могу играть, хоть и не натуральная. Им нужен был ветеран – и я, в общем-то, опытный игрок. Считаю, что очень многому научился у Дока Риверса, Дэнни Эйнджа, они здорово ко мне относились. К сожалению, я стал жертвой бизнеса. Зато теперь я здесь. Сменил один великий клуб на другой. Не могу сказать, что сделал шаг назад. Ведь я оказался в европейском «Бостон Селтикс», и это здорово. Я счастлив.

Что сказало тебе начальство «Селтикс»?
Мне позвонил Дэнни Эйндж, объяснил, что ими принято тяжелое решение. Дэнни сказал: «Мы позволим тебе уйти, и это не потому, что ты плохо играл, что ты что-то делал не так. Ты заслужил быть частью «Бостон Селтикс». Просто нам нужен запасной разыгрывающий, и мы решили двигаться в другом направлении». Вот и все. Естественно, они предложили остаться в структуре клуба, поиграть в D-лиге и, возможно, в случае травмы оказаться в основном составе. Но у меня появилась возможность уехать в ЦСКА, и я не стал ею пренебрегать. Думаю, Евролига – это почти НБА, одной ступенью ниже. Уверен, что соревновательный уровень здесь выше, чем в D-лиге. И, конечно, деньги платят более существенные. Потому подумал, это будет лучше для меня, менее рискованно. Здесь не нужно ждать шанса. Можно работать над улучшением своей игры и стараться побеждать. В то же время с огромным уважением и благодарностью вспоминаю «Бостон». Там все было на высшем уровне. Никаких сожалений о проведенном лете у меня не осталось.

Читал, что ты почувствовал все нюансы бизнеса НБА еще в Летней лиге…
Действительно. Кажется, это было в предпоследнем матче. За несколько минут до его начала пришли представители клуба и сказали, что три человека из нашей команды обменяны. Так что я был готов и не принимал случившееся близко к сердцу. Так устроена НБА. И я не оставлю попыток попасть туда, осуществить свою мечту. Когда закончится контракт с ЦСКА, вернусь на родину и снова постараюсь пробиться. А пока буду относиться ко всему так, будто я выступаю в НБА. Проявлю старание, попытаюсь выиграть Евролигу.

Если посмотреть на предсезонные матчи, на их статистику, логично сделать вывод, что они тебе не удались.
Да, были получше, были похуже. Мне не доставалось хороших периодов игрового времени. Как правило, тренеры использовали меня на коротких отрезках. В некоторых матчах выпускали за три минуты до конца. Тем не менее, тренер Риверс был доволен моей игрой. Сказал, что я проявил себя лучше остальных новичков. «Селтикс» ведь заплатили за расторжение контракта. Это лишний раз говорит, что у клуба появились другие соображения по комплектованию по позициям.

Зато ты получил возможность во время предсезонки общаться с такими легендами как Пол Пирс, Кевин Гарнетт…
Это был потрясающий опыт. Столько всего почерпнул у Пола Пирса, Кевина Гарнетта, Джейсона Терри, Раджона Рондо за такое небольшое время… Страшно подумать, чему бы научился, останься я в «Селтикс». Кстати, мы остаемся на связи с Рондо. Уже здесь созванивался, разговаривал с ним, с Терри. Рад, что обрел таких хороших друзей. То же самое могу сказать о тренерах. Док Риверс отлично ко мне относился. Тайрон Лю тоже. Постараюсь использовать все, чему они меня научили.

Тайрон Лю ведь был твоим тренером в Летней лиге?
Да. Он клевый парень. Он дал мне столько уверенности! Думаю, именно благодаря Лю я так здорово сыграл в Летней лиге. Мне не приходилось задумываться о чем-то, кроме игры. Быстро выучил все комбинации и перепробовал себя на нескольких позициях.

Как ты отметил, летом тебе пришлось много играть в амплуа первого номера. На какой позиции чувствуешь себя комфортнее?
Закончив колледж, я был вторым, этаким бомбардиром. Зато, выступая в Европе, постарался развиваться. Ведь раньше часто приходилось слышать, будто моя игра «одномерна». Потому попробовал себя и в качестве первого, и в качестве второго, и в качестве третьего. Хочу притягивать к себе внимание защитников, легко переключаться между амплуа, цепко защищаться. Думаю, это помогло и помогает моей карьере развиваться. Терри и Рондо многое подсказывали о разных тонкостях работы комбо-гарда.

Вижу, что твои соотечественники в ЦСКА приняли тебя с распростертыми объятьями. Что скажешь о них?
Против Сонни я играл в Летней лиге несколько лет назад. С Аароном Джексоном мы сражались в колледжах, потому его знаю особенно хорошо. Против Дрю играл в Греции, когда он выступал в «Панатинаикосе». Все мы хорошо знаем друг друга. И это просто здорово, что я попал в такую команду. Да и многих европейских парней хорошо знаю. Особенно Теодосича. Он великолепный разыгрывающий. Слежу за ним в последние годы и считаю, что он лучший в Европе в своем амплуа. Потому для меня просто круто играть рядом с таким плеймейкером. Хочу поскорее выйти на паркет, стать хорошей частью командной «химии».

Ты должен бы знать и тренера Снайдера.
Мы уже перекинулись несколькими словами. Раньше мы не были знакомы лично, но в Штатах я слышал о нем много хорошего, в частности от моего тренера в колледже. От Аарона Макки [экс-игрок, ныне ассистент тренера «Филадельфии»], нескольких других парней из НБА. Вижу, что он отличный парень. Обязательно подробно поговорю с Куином обо всем. В частности о том, какие будут предъявляться ко мне требования.

Еще в Стамбуле мы встретили Джамонта Гордона. Он тоже отзывался о тебе хорошо. Сказал, что вы играли вместе еще в школе.
Да, я тоже разговаривал с Джамонтом. Он рассказал, что у вас, ребята, организация высочайшего класса. Я прямо в нетерпении. Кажется, еще никогда не уезжал в Европу таким воодушевленным.

Расскажи немного об опыте выступления в Европе. Твоя карьера выглядит немного странно, ведь однажды ты за сезон успел сменить три клуба.
Согласен. Началось все с маленькой-маленькой команды из маленького-маленького израильского городка. Агент сказал мне: не ищи славы, поезжай и постарайся извлечь пользу из ситуации. Работай над собой. И я стал лучшим снайпером лиги, помог команде остаться в первом дивизионе. Правда, на следующий год они из-за финансовых проблем там играть все равно не стали. На второй год поехал в «Мерсин» в Турцию. Честно говоря, у нас была плохая команда. И играли мы плохо, болтались на последнем месте. В конце концов, клуб отказался от всех американцев, и я уехал в чешский «Нимбурк». Там я оказался в роли запасного, играл мало, и мной были недовольны. Клуб предложил подыскать другое место работы. После турецкого опыта, если честно, был разбит. Сел с агентом, поговорил. Он сказал: не грызи себя изнутри, сосредоточься на своей игре, делай то, что умеешь. После этого мне предоставил шанс ПАОК. И там я раскрылся. В итоге мы стали третьими, пробились в квалификацию Евролиги. Это было здорово. В клубе сказали, что хотят оставить меня на следующий год. И кормили «завтраками» все межсезонье, вплоть до октября. И в итоге подписали Джей Ар Гидденса. Я был возмущен: столько времени потратил, стольким командам сказал «нет». Ведь очень хотелось на следующем шаге карьеры сыграть в квалификации Евролиги, в Евролиге или Еврокубке. Пришлось возвращаться на тот же уровень и подписать контракт с «Ретимно». Они позвонили, сказали: наша цель – остаться в первом дивизионе, у нас есть еще неплохие американцы. Я ответил: не вопрос, дайте мне немного денег, и я в деле. Считаю, чемпионат Греции очень сильным, там выступают два клуба Евролиги. Так что поехал туда и играл здорово. Стал лидером лиги по результативности, показал хороший процент попаданий, пробовал себя на второй и третьей позициях, защищался. И мы стали третьими, аккурат за «Панатинаикосом»! Это было классно. Считаю, последний год был отличным. Поворотным в моей карьере, особенно если учесть, что его кульминацией стали пробы в «Бостоне» и контракт с ЦСКА. Да, пока меня прилично поболтало. Надеюсь, дальнейший путь будет гладким.

Думаю, за три года в Европе ты осознал, насколько отличается баскетбол здесь от американского.
Определенно. Сразу после колледжа пришлось приспосабливаться. Сейчас понимаю европейский баскетбол. Что делать на площадке, насколько важна личность тренера. Мне нравится. Особенно игра на высоком уровне, таких команд как ЦСКА, «Фенербахче», «Олимпиакос». Представляю, чего ожидать от отдельных парней, от команд. Да, мы с Сонни могли бы играть в НБА. Но мы понимаем и европейский баскетбол, его нюансы. Скажем, «Селтикс» в Стамбуле не смогли приноровиться и проиграли «Фенербахче». Хотя я говорил им, что будет непросто. А они: да что там делать в Турции, мы раньше у турецких команды выигрывали по 30-40 очков. Думаю, уметь играть в обоих стилях – это плюс для американца.

Какие твои сильные качества и в чем бы хотелось добавить?
Был бомбардиром всю жизнь. Лидером двух разных лиг по результативности – израильской и греческой. Что качается улучшений… Побывав в НБА, понял, что хочу быть выдающимся защитником – что против игрока с мячом, что вдалеке от мяча. Сейчас я не так хорош, но определенно могу прогрессировать в этом смысле. Хотелось бы также научиться быть плеймейкером, делать остальных парней вокруг лучше, создавать для них возможности. Посмотрел на Теодосича в Стамбуле – господи! Он так здорово отдает пасы. Мне про Тео, кстати, еще Линн Грир рассказывал. Потому обязательно с Теодосичем побеседую, когда появится такой шанс.

В то же время в сильной команде тебе не удастся заработать такую статистику, как прежде.
Наверняка. По 20 очков за матч не забьешь. Сосредоточусь на реализации открытых бросков. Если дадут 15-20 минут, буду счастлив. У нас в сезоне будет много матчей, мы играем в трех разных лигах. Думаю, в такой команде надо каждый вечер отдаваться. Кстати, тому же научился у Дока Риверса, Гарнетта, Рондо. Цель «Бостона» – всегда победа. Таковы традиции. Именно потому, выступая в маленьких клубах, я мечтал о больших.

Думаю, ты понимаешь, что сделал огромный шаг, выбравшись из маленьких клубов на высочайший уровень. Здесь другой уровень ответственности.
Понимаю, конечно. Знаю, что многие парни в такой ситуации теряются, а другие, наоборот, извлекают пользу. Сейчас мне нужно проявить еще больше старания. Готов учиться, разговаривать с тренерами и партнерами. Брать знания у людей – мое любимое занятие. Взять того же Сонни. Мы с ним почти ровесники. Он меня всего на пару месяцев старше. При этом он уже отличный игрок. Смотрел матч с «Бешикташем» – он все время поддерживает нужный ритм. Не форсирует события, но и не замедляет. Знаете, есть лидеры, которые ведут за собой словами, и есть те, кто ведут делами. Предпочитаю последних. Уверен, будет весело. У меня еще не было партнеров такого уровня. Мы хороши на всех позициях. Мне остается только влиться в готовую команду.

За что ты любишь баскетбол?
Наверное, за страсть. Ненавижу проигрывать, злюсь, когда игра выскальзывает у меня из рук. Стремлюсь стать лучшим во всем. Бьюсь на всех фронтах, что в баскетболе, что в компьютерных играх, что в соревнованиях с друзьями. Но, отмечу, что именно баскетбол, а не другие виды спорта, вызывает во мне особую страсть. Беру пример с Коби Брайанта: он не заговаривает об уходе из спорта, хочет играть столько, сколько сможет. Даже не представляю, как могу повесить кроссовки на гвоздь. Наверное, буду гонять по паркету до 45 лет.

Почему же именно баскетбол?
По правде говоря, я играл в футбол. Но в 11 лет сломал лодыжку и больше не играл в футбол. Причем, пока ходил в гипсе, вытянулся на шесть дюймов [15 см] и стал таким высоким. И отец сказал: давай-ка, займись баскетболом. Дал мне мяч в руки, и с тех пор я этот мяч не выпускал. Все время смотрел игры по ТВ, бросал во дворе. Когда играл в Европе, засиживался за телевизором до 3-4 утра, смотрел НБА. Вообще-то раньше я был большим фаном Трейси Макгрэйди. Он вроде бы двигался с ленцой, с этим прикрытыми глазами, но потом убивал соперников. Правда, потом мое отношение поменялось. Со временем я перестал видеть в нем ту страсть к игре, которая живет внутри меня. Сейчас мне по душе Коби, Леброн. Парни-победители, с большим сердцем.

От парня из Филадельфии логичнее было бы услышать о любви к Аллену Айверсону.
Ха, кто же его не любит! Знаете, он уехал из «Бешикташа» примерно за месяц до моего переезда в Турцию. А так хотелось бы сыграть против него…

Смотри ЦСКА!

Презентация новичка. Дионте Кристмас

Автор: CSKAbasket.TV | Евгений Седых

Длительность: 02:29