Контрастный Душан

27.08.2002
Душан Ивкович (фото Г.Филлипов СЭ)
Душан Ивкович не любит общаться с журналистами, для этого есть пресс-конференции, говорит он. Зато он любит раскрывать таланты. Которые с его приходом в команду, словно по мановению волшебной палочки, превращаются из глухих запасных в игроков стартовой пятерки за рекордно короткие сроки. Пример тому, супер-разыгрывающий югославской сборной Саша Джорждевич, который выигрывал чемпионаты мира, благодаря тому, что Ивкович вовремя "вытащил" его из юниорского баскетбола.
Еще он любит свою работу. А баскетбол отвечает ему взаимностью. Подарил все возможные награды. Сделал его чемпионом мира и Европы. А клубы, с которыми он работал, побеждали во всех, кажется, существующих турнирах.

Но не думайте, что ЦСКА, который югославский маг возглавил не так давно, за месяц станет лучшим клубом Старого Света. Как показывает практика, команды с которыми работал Ивкович, «выстреливали» на второй год. В этом же году Душан
рассчитывает лишь не затеряться на международной арене и вернуть армейцам звание чемпиона России.

А что до очень большой любви к журналистам - так ведь есть причины... К примеру, из-за беседы с корреспондентом МК Ивкович чуть было не лишился мебели в новой квартире. На встречу с дизайнером он опоздал почти на час...

- ЦСКА - это один из самых перспективный проектов в Европе, - Ивкович сам начал разговор, - с которыми приходилось сталкиваться. Работа предстоит сложная,
но, думаю, мы оправдаем надежды болельщиков. У этого великого клуба - куча кубков и медалей, очень хочется пополнить такую копилку.

- Вы в курсе наших баскетбольных дел?

- К сожалению, пока лишь частично. В вашей стране не хватает качественных игроков. Даже легионеры не всегда оказываются лучше доморощенных. Эта одна из причин, по которой я решил вырастить новых звезд. Моя философия: если нет нужного материала - его нужно создать.

- На таких же условиях как в ЦСКА вы бы согласились бы работать в любом месте?

- Не могу вам ответить. Я рассматривал предложение из Москвы, а не из Ленинграда. Сейчас на меня легла большая ответственность. Но я верю в себя. Не судите меня строго, ведь мы создаем совершенно новую команду. Так что большие победы сразу не придут.

- Я все-таки имел в виду немного другое: могли бы вы три года прожить не в Москве, а в другом российском городе?

- Я готов работать и в провинции - главное, чтобы были созданы все условия. Но все же считаю, что баскетбол - спорт больших городов. Я много прожил в своем родном Белграде с населением в шесть миллионов. И привык к расстояниям. В конце концов, чем больше город, тем легче искать таланты. Это моя цель: создать команду с местными лидерами...

- Как относятся в Югославии к тому, что вы собрались выращивать звезд в России?

- Я тренер-профессионал уже много лет. Это прежде всего моя работа, которую надо выполнять хорошо. Вот и все... А в Югославии остались мои друзья, семья, которая скоро приедет в Москву.

- В России есть мнение, что хороший тренер должен быть диктатором, а вы же работаете по мягкому принципу. Игроков подбираете по человеческим качествам, словно это не баскетбольная команда, а семья.

- Диктатор - слишком грубое слово. Поскольку отношения тренер-игрок всегда основываются на доверии, а не на страхе. И все же основной принцип работы - дисциплина. Некоторые игроки, выступавшие в моих командах, считали меня диктатором. К примеру, Владе Дивац. Но через года он вспоминал об этом с улыбкой. Все игроки моего поколения стали звездами. А главное - большими людьми - недавно признался Дивац.

- Россия и Югославия - дружественные страны, но только не тогда, когда дело касается баскетбола.

- Думаю, что противостояние именно между нашими странами повлияло на резкий скачок европейского баскетбола. Большинство нынешних звезд могут благодарить нашу, так сказать, вражду. В первую очередь это касается игроков из Югославии и России. В 60-х югославы учились у русских, в 70-х мы, может быть, были уже чуть-чуть лучше. Потом из-за войны в Югославии у нас появилось много проблем.
Вся наша страна попала в затяжной кризис. Я считаю, что тут нам очень помог баскетбол, ведь югославские игроки ценятся очень высоко, как в Европе, так и в США. Благодаря их успехам о нашей стране всегда помнили. И на данный
момент Югославия держит пальму первенства в баскетбольной Европе.

- На Олимпиаде 88-го года вы на посту главного тренера сборной Югославии проиграли в финале сборной СССР. Наша команда была действительно сильнейшей на тот момент?

- Она была гораздо опытнее. Талантами, собранными в СССР, руководил блестящий тренер Гомельский. Для нас же это был первый финал за последние 12 лет. Мы только-только выходили из кризиса. И успешно, надо сказать, вышли. За последующие десять лет мы завоевали все мыслимые награды. Думаю, то поражение в финале сыграло положительную роль в жизни молодых баскетболистов. А тогда вы действительно заслужили победу на Олимпиаде. Хотя я считаю, что моя команда была более талантливой, но молодой.

- Александр Яковлевич говорил, что у вас очень много суперигроков, которых он мечтал видеть в своей команде. Скажите, а вы завидовали Гомельскому, ведь у него играл ярчайший центровой Сабонис?

- Да у вас вся команда была супер! Такие легенды, как Хомичюс и Куртинайтис... Но Сабонис есть Сабонис. У вас он был, а у нас - нет. Это и определило результат. Ведь наши центровые Владе Дивац и Дино Раджа (оба сделали блестящую карьеру в НБА - Н.З.) были тогда очень молоды...

- Когда вы поняли, что состоялись как тренер?

- Тренер каждый год должен доказывать свою состоятельность. Да, у меня было такое, что я в один год завоевал все возможные трофеи с клубом и сборной. Или за три месяца совершал что-то великое. Но я не думаю, что хорошего тренера определять нужно по завоеванным кубкам и наградам. Я расскажу вам историю: однажды одному тренеру, который выиграл со своей командой чемпионат, присвоили звание лучшего в стране. Но он сказал тогда: "Я не работал лучше всех. Просто мне повезло и мои игроки оказались по классу выше ребят из других команд. Лучший тренер - тот, которой со слабыми игроками сделает результат. С аутсайдером завоюет медали или с середнячком станет первым"...

- Когда появились первые слухи о вашем приезде в Москву, это преподнесли без преувеличений как сенсацию. Ведь к нам пожаловал лучший тренер Европы. Исходя из ваших слов, можно сказать, что вы не считаете себя звездой?

- Прежде всего, я не веду себя как звезда. Я считаю себя очень коммуникабельным. Я люблю людей. У меня хорошие отношения с игроками. Почти дружеские. Я думаю, что я большой профессионал. И игроков я подбираю для своих команд подобных себе. Мой партнер, генеральный директор ЦСКА Сергей Кущенко, с которым мы делаем одно дело - тоже большой профессионал. Без полной отдачи сотрудников клуба и игроков мы ничего не добьемся. Я верю в командную игру.

- Насколько я знаю, вам предлагали одного из лучших игроков России Руслана Авлеева. А вы отказались. Почему?

- Руслана я уважаю. Думаю, что он один из лучших игроков Европы на данный момент. Но с приходом Авлеева мне пришлось бы посадить на скамейку очень одаренных, но молодых Хряпу и Моню. А им надо прогрессировать.

- Сложный характер Авлеева тут не причем?

- Абсолютно. Я не говорю, что все должны быть одинаковыми. Дисциплинированными и послушными. Я уважаю индивидуальность.

- Почему вы предпочитаете молодых игроков более опытным?

- В команде должны быть и те, и другие. Молодые учатся у старших партнеров, но при для прогресса им необходима свобода.

- У вас есть любимый ученик, которого вы вырастили?

- Как говорят, у вас век живи - век учись. Я сам еще ученик. И надеюсь, что в ЦСКА научусь чему-то новому.

- У вас есть увлечение всей жизни? Естественно, кроме баскетбола?

- А вы, молодой человек, знаете что спрашивать! У меня большая любовь к птицам. Особенно - к голубям. Это действительно птица мира. Очень люблю особенный сорт
высоколетающих голубей. Он так и называется - белградские высоколетающие. Где бы я ни работал, в моей квартире или доме всегда были голуби. Я даже в контракт вставлял пункт, по которому мое жилье должно было устроено удобно для птиц.
Сейчас впервые я об этом не просил. Из-за климата и всего остального. Надеюсь, что работа с людьми возместит мне такую утрату. И возможно, когда я получше узнаю Москву, я найду себе новых друзей, которые занимаются голубями. Птицам
можно доверять. Если они приняли человека, значит, он хороший друг...

- Вы любите делать подарки?

- Больше, чем получать. Люблю делать людей счастливыми.

- Так подарите нам победы!


Примечание: Данное интервью было сделано для газеты "Московский Комсомолец". Мы благодарим автора за разрешение опубликовать этот материал.