Эрик Фергюсон: Игрок получает преимущества, которых не ожидал

12.03.2013
Виктор Хряпа (фото cskabasket.com)
В течение недели с игроками, медицинским и тренерским штабами ЦСКА занимался известный американский специалист Эрик Фергюсон, специализирующийся на технике активации мышц. О своей работе он рассказал в интервью пресс-службе клуба.

Прежде всего, расскажите о своей специализации и том, чем занимались здесь, в клубе.
Моя специализация называется техникой активации мышц, и ее цель – находить и корректировать мышечный дисбаланс. Эта техника помогает избегать спортивных травм и увеличивать эффективность спортсмена. По приезду я стал работать с каждым из членов команды, и в первый день проводил небольшие сеансы лечения. Во второй день мы продолжили лечение, стараясь добиться прогресса у травмированных игроков, а также помочь тем, кто в настоящий момент здоров. Ведь подобная методика позволяет помочь избежать травмы и лучше проявлять себя на площадке.

Эта методика по-настоящему уникальна. Наш взгляд на человеческое тело, принимаемые решения, измерения и вычисления, которые предшествуют лечению, здорово отличаются от всего того, что принято в Штатах и Европе. Этот подход относительно нов, ему всего около 15 лет.

В большинстве случаев, если у человека возникают проблемы в спине или плечах, он лечится с помощью массажа, электрофореза, льда… Это позволяет почувствовать себя лучше, но затем боли возвращаются. Если лечение по-настоящему работает, боль не должна возвращаться. Ситуация не должна быть «лучше – хуже – лучше – хуже». Должно быть «немного лучше – немного лучше – боль ушла». Часто я работаю с игроками, которые не страдают из-за травм. Смотрю их на массажном столе, начинаю лечение, и они говорят мне: «Все нормально, ничего не болит». А затем я нахожу небольшую проблему, устраняю ее, и слышу: «Слушай, ты убрал эту проблему, теперь я могу прыгать выше, тянуться лучше, работать в полную силу, и все выходит легче». Меня очень радует, когда игрок получает преимущества, которых он не ожидал. Это даже лучше предотвращения травмы, это повышение эффективности атлета. Он бежит быстрее, повышает скорость реакции, становится сильнее, восстанавливается лучше. Сокращается время на отдых и восстановление, спортсмен играет дольше, чаще, не пропускает матчей.

Вы используете особые технические приспособления, компьютерные программы?
Нет, все только мануально. Компьютер использую только для заметок. Хотя в клинике у нас есть различные устройства, подтверждающие нашу работу, но их цель – просто доказательства для ученых или спортсменов. Они не используются для терапии.

Как оцениваете состояние команды в смысле здоровья?
Хороший вопрос. Парни немного «подбиты», и их состояние вполне характерно для завершающей стадии сезона. Но, думаю, за счет нашего лечения возможно дать им почувствовать себя лучше. Постарался им помочь, насколько это возможно за столь короткий отрезок времени.

Кто разработал вашу методику?
Человек по имени Грег Роскопф. Он работает в Денвере, штат Колорадо, с командами «Бронкос» и «Наггетс». Он разработал эту технику лечения 15 лет назад и начал ее преподавать, я научился у Грега. Затем он перестал учить, и я занимаюсь этим от его имени в Штатах и по всему миру. Работаю в частой клинике Muscle Activation в Остине, Техас вместе с небольшой командой. Мы также проводим тренировочные программы для поддержки лечения. Выбираем программы упражнений, которые подстроены под нужды спортсменов, основываясь на том, что мы видим на массажном столе. Стараемся сделать их сильнее, быстрее и менее подверженными травмам.

Можете рассказать какие-то детали работы с нашей командой?
Все началось с Сонни Уимса, благодаря его агенту Роджеру. Сонни получил травму в Москве, и не чувствовал серьезных улучшений. Потому Роджер получил разрешение, чтобы Сонни отправился в Штаты ко мне, потому что у нас с Роджером давние добрые отношения, я еще ему помогал в периоды травм, а потому он верит в нашу методику. Сонни провел в клинике пару дней, и фактически проблемы с голеностопом я не увидел, несмотря на наличие болей. Поработал над его бедрами и спиной, и через несколько дней все стало хорошо. Он вернулся домой, в Россию, и с тех пор не чувствует дискомфорта. Когда я приехал в Москву, стал исследовать всех членов команды и делать подобные изменения. Нужно еще поработать. Тем не менее, Виктору, Саше и Милошу удалось помочь.

Как к вам отнеслись доктора и тренеры ЦСКА?
Отлично. Они были очень гостеприимны. Кстати, в этот период у меня был день рождения, и мне даже преподнесли подарок. Все было здорово, условия размещения отличные, ко мне относились превосходно, и я благодарен за это. Счастлив побывать здесь. Но больше всего порадовало то, как себя чувствовали игроки после моего лечения.

Приходилось раньше работать со спортсменами в Европе?
13 лет назад мы сотрудничали с профессиональным игроком в гольф по имени Дэррен Кларк. Мне даже пришлось немного пожить в Британии. И тогда четко осознал, что в бесконтактных видах спорта количество травм должно быть значительно меньше. Нет причин для травм в гольфе, теннисе, волейболе. Даже в полуконтактном баскетболе. Травма, возникшая после неконтактной ситуации, означает, что у спортсмена есть проблемы с мышцами, которые можно предотвратить. Нужно заботиться о мышцах, убеждаться, что все работает на оптимальном уровне, что они не порвутся без контакта, к примеру, когда ты забегаешь под бросок и тянешь заднюю поверхность бедра. Если заниматься регулярно, подобного не случится.

Но ведь такое бывает часто, даже в НБА. Люди получают травмы на ровном месте. Как недавно Кириленко. Может, вам стоит отправиться в «Миннесоту»?
Возможно. Позвоните нужным людям, пошлите меня в «Тимбервулвз». (Смеется).

Методика имеет отличия для разных видов спорта? Ведь спортсмены занимаются по-разному, развивают разные группы мышц, а ведь при этом все мышцы и связки объединены в систему.
Нашу технику можно применить в любом спорте. Среди моих клиентов – игроки из баскетбола, футбола, американского футбола, бейсбола, тенниса. Если у человека есть мышцы и мозг, с ним можно работать. Во всех видах есть типичные травмы. К примеру, у бейсбольных питчеров «летят» плечи, у баскетболистов – лодыжки и колени. Лечение учитывает все, от головы до пальцев ног.

Все мышцы работают вместе. Можно взять в пример футболистов. При самых сильных ногах слабые руки дадут обратный эффект. Спортсмен будет бегать так, будто скрестил руки на груди. Слабая шея отразится на спринтерском рывке. Так что, если смотреть холистично, полностью, от головы до пальцев ног, и мы устраним, скажем, проблему с плечом, спортсмен может бегать, ускоряться, делать рывки лучше.

Вы готовы привезти свою методику в Россию, провести здесь семинары?
Можно было бы, мы обсуждаем эту тему.