Команда провела четыре матча в Евролиге, три из которых прошли на выезде. Результат – 2-2, и оба поражения ЦСКА потерпел от фаворитов группы. Стоит ли болельщикам беспокоиться?
Конечно. Беспокоиться – это ответственное поведение тех, кто воспринимает знаки от происходящего, от игры команды. Это поведение людей достаточно сильных, чтобы не паниковать, но понимать, почему такое происходит. Потому не вижу ничего плохого в беспокойстве. Лично я обеспокоен, но это слово никак не относится к панике.
Вы раньше говорили о том, что для команд, составленных из множества сильных игроков, слабый старт в сезоне – это нормально. Именно так происходит с нами? Армейцам необходимо время?
Так и есть. Но не считаю, что проблема во времени. Просто часто случается, что люди, наблюдающие со стороны, рано теряют терпение. Когда у вас в распоряжении большая группа игроков, которые могут исполнять важные роли, они… Давайте лучше объясню с помощью метафоры. У вас есть большой диван, на который может поместиться шесть человек. И тут приходят еще двое. Кому-то приходится потесниться, и чувствовать себя неуютно. Кому-то, возможно, придется пересесть на подлокотник. При этом все будут сидеть, но не все там, где им удобно. Этот процесс можно оставить протекать естественно, а можно и подтолкнуть. Понимая, что это может быть ошибкой, я все же положился на естественное течение процесса. Мне показалось, что для ребят это будет хорошим опытом, позволит заматереть. Но сейчас, кажется, пришло время разрулить ситуацию на диване. Попросить кого-то встать и пересесть на подлокотник. Надеюсь, мы примем правильное решение.
Глядя на статистику матча с «Барселоной», не так очевидно, в чем нас превзошел соперник. Показатели по процентам попаданий, подборам, потерям приблизительно одинаковы. Все выглядит, будто единственным провалом для ЦСКА стал отрезок в третьей четверти. Можно ли поискать в этом положительные знаки, говорить, что команда сыграла на хорошем уровне три с лишним четверти из четырех?
Хороший знак, прежде всего, в том, что команда серьезно ежедневно работает на тренировках. Очевидно, что когда ты не добиваешься побед на том уровне, на котором стремишься выигрывать, ты увеличиваешь количество тренировок и пытаешься улучшить их качество. И, к чести команды, именно это и происходит. Сейчас я вижу отдачу и большое чувство ответственности. Возвращаясь к матчу в Барселоне, мы провели одну из лучших первых половин в сезоне. В третьей четверти мы не сумели удержать тот же уровень старания, причем, скорее, ментального, нежели физического. Нужно сохранять внимание к маленьким деталям не то, чтобы в течение 40 минут, а в течение 41 минуты. Это нам не удалось, и мы работаем, чтобы исправиться. Но, в целом, действительно, я вижу хорошие знаки.
Пытаясь найти для себя оправдание, можно сказать, что психологическая нестабильность в третьей четверти была вызвана удачливостью «Барселоны», которой удалось забросить несколько непростых мячей и, тем самым, выбить армейцев из колеи?
Знаете, ментальная сила связана именно с такими непростыми периодами. Ты не должен заранее соглашаться с тем, что на твой настрой могут повлиять некие единичные факторы – неправильное решение арбитра, везение соперника, неудачное движение товарища по команде, приводящее к потере. Именно в такие моменты ты проявляешь свою силу, а не тогда, когда все благополучно. Мы сделали так, что игра складывалась в нашу пользу в первой половине. Это была наша заслуга, а не расслабленность соперника. Также, нужно честно признать, что, когда все получается, мы обычно следуем в нужном направлении, становимся еще сильнее. Теперь последним и решающим шагом будет сделать так, что команда будет играть правильно даже тогда, когда не все идет хорошо. Именно этим славились прежние великие команды ЦСКА. Не соглашайся с неудачами. Не выходи из-под контроля.
Мы знаем Виталия Фридзона как уверенного в себе снайпера. Сейчас все выглядит так, будто он не верит в себя. Он оборачивается в сторону тренеров после каждого принятого на площадке решения. Можно что-то сделать с этим?
Чтобы играть на таком уровне, при таком давлении, уверенность в себе необходима. Виталий должен верить в себя сам. Конечно, я постараюсь ему помочь. Все мы постараемся. Но проблема не только в нем. Вокруг мы слышим много комментариев о том, насколько тому или иному игроку комфортно в его роли, насколько он понимает ее и так далее. Я отношусь к этому просто: твоя роль – попадать в кольцо, подбирать, не терять, играть в защите и поменьше разговаривать. Это относится не к Виталию в отдельности, а ко всем. Никто не опишет тебе твою роль в теории. Можно напомнить знаменитое высказывание Джона Кеннеди: «Не спрашивай, что страна может сделать для тебя. Спроси себя, что ты можешь сделать для страны». Вместо того, чтобы всем нам продолжать думать, как бы помочь тому или иному парню, почему бы ему самому не задуматься, что он готов сделать для команды? Повторю: не относите это исключительно к Виталию. Он – один из лучших игроков-личностей, которые мне встречались в ходе карьеры. Уверен, он будет играть здорово.
Многие команды в Европе и, понятно, в НБА часто используют своих игроков в «изоляциях». У нас два хороших игрока один на один – Парго и Джексон. Может это помочь, стать решением во многих ситуациях? Или это деструктивно?
Вы предлагаете остановить мяч ради них? Нет, это не деструктивно. Это попросту неэффективно. Достаточно посмотреть на статистику использования нами «изоляций». Она ужасна.
Невооруженным взглядом видно, как здорово выглядит Владимир Мицов. Можно сказать, что вы нашли для него подходящую роль?
Он сам для себя нашел эту роль. Владо здорово поработал прошедшим летом, восстановился после травм, беспокоивших его в прошлом, лучше понимает партнеров и чувствует себя увереннее. Мицов хорошо играл в заключительной части прошедшего сезона, а сейчас, согласен, сделал следующий шаг.