Валерий Тихоненко: Лучшие подарки всегда дарит семья

19.08.2014
(фото  РИА Новости)
В свой 50-летний юбилей легенда советского баскетбола, олимпийский чемпион, а ныне генеральный директор БК «Астана» Валерий Тихоненко рассказал пресс-службе ЦСКА о самом дорогом: спорте, победах и своей семье.

Во-первых, примите поздравления с юбилеем. Как собираетесь праздновать?
Планов особенных нет. Этот день традиционно провожу со своими родными. Поэтому прилетел на два дня домой в Испанию, где живет моя семья. И на следующий день после празднования уже улечу обратно работать. Здесь жара, с утра +26, поэтому, все пройдет в теплой обстановке.

Можете вспомнить особенный подарок, преподнесённый вам к какому-нибудь дню рождения?
Все подарки и сюрпризы делает для меня моя семья, которую безмерно люблю. Честно говоря, не очень люблю свои дни рождения. Наверное, это неправильно, но обычно их сторонюсь. Выделять что-то особенное не хочется, но семейные презенты всегда отличны от стандартных подарков и поздравлений.

Вашим первым тренером был Сергей Зозулин – отец нынешнего армейца Алексея Зозулина. Можете называть специалиста, который сформировал вас как игрока и повлиял в большей степени?
Повлиял больше всех тот, кто меня привлек к баскетболу – Александр Сергеевич Барышев, он нашел меня в пригороде Алма-Аты. Если бы не он, я не занимался бы баскетболом. А в целом, было три ключевых специалиста, сформировавших меня – это как раз мой первый тренер Сергей Зозулин, Олег Ким, научивший меня многому, и, конечно, большая заслуга Александра Яковлевича Гомельского. Он дал мне толчок и выход ко всем победам и медалям, что я когда-либо получал, включая Олимпийские игры и чемпионат Европы.

Ведь вы родились в неспортивной семье, как получилось, что с братом и сестрой стали спортсменами?
Думаю, брат с сестрой пошли в баскетбол, глядя на меня. А баскетбол или другой вид спорта – не выбирали. Я первый начал и все пошли следом.

Правда, что вы были выбрали на драфте НБА 1986 года и не знали об этом?
Да. Со сборной СССР выступал на чемпионате мира в Испании, для меня он был одним из самых удачных с точки зрения качества игры, хоть мы и заняли второе место. Однако провели отличный матч против Югославии в полуфинале, когда за 53 секунды отыграли отставание в 9 очков тремя точными трехочковыми бросками, один из которых был моим, и сумели победить в овертайме. По итогам чемпионата, можно сказать, я был задрафтован в «Атланту Хокс». Конечно, было очень приятно, однако нас, естественно, не пускали играть заграницу «благодаря» политике.

Ваша самая ценная победа как игрока – это…
Однозначно – олимпийская. Победы сложно делить, так как я не играл в НБА. В профессиональном спорте самая значимая победа для баскетболиста – это НБА, а в любительском – Олимпийские игры. Хотя по значению мне близка и бронза в чемпионате СССР с алма-атинским клубом – также большая заслуга.

Расскажите о вашей армейском команде. Какой она была?
Это была большая армейская семья. Мы жили очень дружно, всегда хотели побеждать. Если возникали внутренние конфликты, их решали всегда сами, не выставляя ничего напоказ. Во главу угла ставился результат. ЦСКА дал мне очень много. Профессиональная команда, в которую пришел пацаном, «желторотиком», а там уже играли Еремин, Мышкин, Ткаченко – настоящие звезды. Мне очень повезло быть частью этой команды, однако, единственное, мне не посчастливилось стать чемпионом СССР. В то время я остро ощутил противостояние ЦСКА – «Жальгирис». Помню, как из Литвы приезжали поезда болельщиков на Суперфиналы, люди стояли очередями в кассах УСК ЦСКА. В те времена цвета ЦСКА защищали только лучшие игроки со всей страны. И мы до сих пор общаемся. У нас очень хорошие отношения с Сергеем Таракановым, который сейчас работает в структуре ЦСКА. Он большая личность, интересный человек и старший товарищ, который всегда помогает по жизни на протяжении многих лет.

Тем не менее после двух лет на тренерском посту в ЦСКА вы решились на стажировку в университете США «Сент-Джозефс» и команде НБА «Даллас Маверикс». Как пришла мысль о таком шаге в карьере?
Тогда в ЦСКА шла смена руководства, и, конечно, два года на тренерском посту сразу после завершения карьеры игрока давались нелегко. Отправить меня на двухлетнюю стажировку было решением Гомельского и Михаила Прохорова. Конечно, там я почерпнул много нового, набрался колоссального опыта. Учитывая, что это было время, когда технологии не были столь развиты как сейчас. Сейчас проще – следить за новыми западными веяниями и прочим можно, не выходя из дома. Да и слетать поучиться сейчас может чуть ни каждый второй. А тогда я был чуть не первопроходцем.

Сейчас вы управляете баскетбольным клубом «Астана». По прошествии нескольких лет на этом посту вы можете оценить, что вам ближе – работа тренера или менеджера?
Работа, безусловно, отличается. Менеджер выполняет более обширные функции. Не могу сказать, что быть тренером хуже или лучше. Генеральный директор отвечает за весь клуб, персонал, игроков и тренерский штаб. Труд менеджера сверхответственный, хотя за результат отвечает тренер, он основной человек. Мне работа менеджера интересна. Очень надеюсь, что она у меня получается неплохо. Пусть мы существуем всего три года, наш уровень ниже, чем в России, но сейчас по прошествии трех лет задачи, которые я ставлю перед собой, постепенно выполняются. Хочется, чтобы грядущий сезон был основополагающим, и результаты, которые мы заслуживаем, начали приходить к команде.

Поговорим о будущем. У вас пятеро детей – все решили стать спортсменами?
У меня четыре сына: старшему сейчас 22 года, второму – 16, третьему – 13, четвертому – 11 лет, и маленькая дочка – ей всего четыре года. Старший занимался баскетболом, потом водным поло. В 15 лет он стал лучшим вратарем на юношеских играх в Казани, после чего закончил с большим спортом. Он любит спорт, но все же решил для себя, что это не его дорога. Остальные парни играют в баскетбол. Моя семья уже два года живет в Малаге, сыновья занимаются баскетболом в структуре «Уникахи». А младшая еще растет.