Могу пожелать Андрею Вячеславовичу только здоровья. Он – один из символов ЦСКА, нашего славного прошлого, и вполне заслужил почестей, того, чтобы майка была поднята под своды армейской арены. Всю карьеру провести в одной команде, выступать за сборную – серьезнейшее достижение… Вообще, клуб завел очень правильную традицию.
Кстати, в вашей большой семье ожидается пополнение, и вас можно поздравить…
Спасибо! Да, Андрей Лопатов снова станет дедушкой. Ждем мальчика, скорее всего, в феврале.
Давай перейдем к баскетболу. «Бруклин» не так давно встречался с «Маккаби» в выставочном матче. Расскажи немного об игре, о сопернике.
«Маккаби» всегда был твердым орешком, показывал хороший европейский баскетбол. Что касается встреч с клубами НБА – тут сложно сравнивать, все-таки уровень сильно отличается. В какой-то конкретный день может быть «заруба», но, как правило, разница очень заметна. Потому не могу сказать, что мы встретили сопротивление, но все же моментами тель-авивцы показывали хорошую игру, огрызались.
Как бы ты охарактеризовал «Маккаби»?
Хорошо укомплектованная команда, в которой есть отличные индивидуальные исполнители. И все же заметно, что они потеряли главного тренера и нескольких баскетболистов. По сравнению с тем, что я видел в исполнении «желтых» в прошлом сезоне, рисунка игры нет на сегодня. Еще нужно сыгрываться.
Кстати, о европейском баскетболе. «Бруклин» сыграл с «Бостоном» 44-минутный матч. Как тебе приближение к евростандартам?
Мне кажется, это смешно. Понятно, что НБА пытается каким-то образом снизить нагрузку на баскетболистов, модернизировать игру. Мне кажется, нет смысла менять количество минут, правильнее изменить количество матчей. По мне, нет особенной разницы, будет длиться матч 48 минут или 44. Он может хоть час длиться – все равно ты к этому готовишься, разминаешься. А вот проводить вместо пяти поединков в неделю четыре или три – это гораздо больше поможет проблеме загруженности сезона.
То есть, ты фактически стоишь на точке зрения Леброна Джеймса, предлагающего проводить 60 матчей в регулярном чемпионате.
Понимаете, тут палка о двух концах. Сейчас в НБА – 82 матча, и это давно построенная экономическая модель, которая приносит хороший доход, в том числе, игрокам. Если снизить количество матчей, владельцы и баскетболисты потеряют около 30 процентов денег. Вопрос в том, готовы ли они идти на такие уступки. Это бизнес против здоровья.
Кстати, о бизнес-моделях. «Нетс» недавно побывали в Китае, который считается динамично развивающимся баскетбольным рынком, провели там два выставочных матча с «Сакраменто». Как тебе понравился визит?
Такие поездки – нормальное явление для НБА. Лига стремится расширять свое влияние. В этом году в Китае баскетбол по популярности обогнал футбол, и этим нужно пользоваться. Было круто. Множество болельщиков, на обеих встречах забитые арены, по 17-20 тысяч человек, причем болеют очень хорошо и спокойно, без негатива, агрессии. Ясно, что у баскетбола в стране большое будущее. Немножко даже обидно: считаю, что в России могло быть также. Китай подает нам хороший пример того, как может развиваться баскетбол. Ведь у китайцев есть только внутренний чемпионат без каких-то суперзвезд, а в НБА играло всего пять человек (Яо Мин, Ван Жижи, И Цзяньлянь, Менгке Батир и Сунь Ю. – прим.).
Твой тренер в ЦСКА Йонас Казлаускас рассказывал, что в период работы в Китае не мог на улицу ступить – сразу узнавали, обступали. Чувствовал подобное внимание?
Так и есть, конечно. Любой наш выход из отеля означал окружение огромной толпой, которая ходит рядом, кто-то постоянно фотографирует, просит автографы, причем без единого слова по-английски. Один раз выехали посмотреть на Великую китайскую стену – то же самое. Узнавал каждый второй. В плане передвижения – очень тяжело, в плане популярности – сумасшедший дом.
Регулярный чемпионат НБА уже на носу, как себя чувствуешь, как оцениваешь игровые кондиции?
Очень хорошо чувствую. По здоровью проблем нет, хотя, понятно, всегда присутствуют какие-то маленькие «болячки», которые беспокоят не сильно. Доволен своей формой, выгляжу на площадке все лучше. Понимаем, что тренер хочет от команды, лучше сыгрываемся, надеюсь, сезон начнется хорошо.
Если смотреть по статистике, ты становишься настоящим специалистом по подборам. Чем это объясняешь?
Думаю, рано делать какие-то выводы. Все матчи были разными, тренер где-то давал мне побольше поиграть, пробовал на разных позициях, а в третьем поединке [против «Сакраменто»] и вовсе сказал отдыхать во второй половине, потому что хотел дать возможности молодым. Сравнивать сложно: исполнял разные роли, в разных сочетаниях. Скажем, сейчас меня не выпускают в стартовой пятерке: тренеру нравится, как на тренировках выглядит наш второй состав с моим участием, мы хорошо взаимодействуем и можем усилить игру. Думаю, в ближайших матчах мне тоже придется менять свои роли.
Можешь уточнить, в чем конкретно эта разница в ролях?
Где-то выхожу как третий номер, где-то как четвертый, где-то больше действую под кольцом, где-то – на периметре. Например, с Мирзой [Телетовичем] мы взаимозаменяемы, можем переключаться в защите, не привязываться к конкретному игроку. Есть множество деталей, которые иногда тяжело объяснить, все обкатывается на тренировках.
Как тебе Боян Богданович, который в Европе играл на твоей позиции?
Боян выглядит хорошо. Хотя по меркам НБА он, скорее, второй номер, не мой конкурент. Мне нравятся такие игроки, агрессивные, нагловатые.
Уход Пола Пирса – серьезное изменение? Сумеете закрыть брешь за счет чего-то другого?
Естественно, это большая потеря. С другой стороны, когда Пол на площадке, ты вынужден на него играть. Сейчас же мяч получает практически каждый. Тем более что и в прошлом сезоне в нападении у нас было множество других опций – и Дерон [Уильямс], и Джо [Джонсон], и Брук [Лопес], и тот же Мирза, который может набрать немало очков. Все атакуют, и каждому невозможно угодить. Все равно нужны ролевые игроки, которые отработают, отыграют в защите, поборются на щитах. Хотя, повторюсь, Пол Пирс – великолепный игрок, и, если бы он остался, мы бы, наверное, просто по-другому встроили его в свою систему.
Скажи несколько слов о тренере Холлинзе. Как у тебя с ним выстраивается взаимодействие, как его воспринимают в команде?
Отличное отношение и у меня, и у всех баскетболистов. Еще не встречал никого, кто бы жаловался. Он из тех специалистов, которые очень строго спрашивают с тебя на площадке, не диктаторов, но очень требовательных. Знает, чего хочет, и каким образом будет этого добиваться. Зато вне паркета он ведет себя расслабленно: и он может пошутить над тобой, и ты над ним.
Есть у тебя возможность следить за ЦСКА?
Конечно. Жду, конечно, когда Витюша выздоровеет. Очень рад за Милоша, который прекрасно отыграл чемпионат мира. Желаю удачи ЦСКА в сезоне. У команды новый тренер, новая игровая модель. Жалко, конечно, что «Локомотиву» уступили, но надо же порадовать и другие российские команды. Сейчас можно проиграть, главное, чтобы в конце все было нормально.