Сергей Семенов: Болею баскетбольным проектом и коллег «отравил»

11.11.2014
Сергей Семенов (фото: М. Сербин, cskabasket.com)
Глава Международного объединенного биографического центра Сергей Семенов рассказал пресс-службе ЦСКА о проекте «Легенды отечественного баскетбола», автором идеи которого он является. Проект реализуется при поддержке армейского клуба и представляет собой первую энциклопедию, состоящую из подробных биографий всем известных легенд.

Почему книгу решено назвать легендами «отечественного», а не, к примеру, российского баскетбола?
Мы рассматривали баскетбол как единое целое, как явление десятилетий, а не последних двадцати лет. Это принципиальная позиция по отношению ко всем видам спорта, над чьими энциклопедиями мы работаем. Потому как рассматривать отечественный спорт без грузинского, украинского, литовского, латвийского и эстонского невозможно. Считаю, что мы не должны искусственно отдалять друг от друга тех же Сабониса и Тараканова. Проект формировался как синтез историй выдающихся личностей: мужчин и женщин, оставивших след в игре, имеющих колоссальный список титулов, званий, регалий.

Откуда появилась идея проекта?
Я сам баскетболист со стажем. В 56-м я был 11-летним мальчиком, который держал мяч и играл. А полюбил баскетбол еще раньше – в 1952 году. Был очевидцем всех турниров, учил наизусть биографии игроков и помнил все финальные счета матчей. Закончил выступать, имея первый разряд. Поэтому проект «Баскетбол» для меня был очевидным, и он, естественно, не являлся продолжением «Футбола». Над футбольным изданием мы стали работать раньше только по одной причине – понимали, что ЧМ-2018 не за горами, и пласт футболистов огромный. Нужно было разработать базу.

Кто работает над энциклопедией?
Автором идеи проекта являюсь я. Помимо меня непосредственно работают десять редакторов. Профессионалы, которые никогда ранее не сталкивались с баскетбольной тематикой, но в профессии по 20 лет, занимаются этим в рамках международного объединенного биографического центра, который я имею честь возглавлять. Прежде эта команда работала над биографиями деятелей культуры, науки и техники. Мы сдали порядка 40 томов – это тысячи биографий. На этот раз всех редакторов я «отравил» баскетболом. Если в начале работы над проектом они в одиночку посещали матчи со мной, кричали, топали ногами, то теперь ходят смотреть баскетбол с семьями. А технология работы отлажена: за основу взят проект «Легенды футбола», в котором было четыре тома, баскетбольная же энциклопедия будет однотомной. Приходится сжимать тексты, но даже при этом книга выходит за рамки 800-850 страниц. Огромный фолиант, в котором сосредоточены все главные имена, начиная с 30-х годов. Все биографии либо уже сделаны, либо находятся на завершающей стадии.

Расскажите о героях проекта.
Первые кандидаты – олимпийские чемпионы, женщины и мужчины, все без исключений, плюс практически все чемпионы мира. Женщины чемпионки мира вошли не все, исключены те, кто не стал знаковыми фигурами в советском баскетболе. Было с моей стороны еще искусственное сжатие. Задача простая – создать среду легенд. Причем не тех легенд, о которых могут кричать болельщики, а настоящих, подтвердивших значимость наградами, достижениями, историями жизни. После чемпионов мира в энциклопедию вошли чемпионы Европы. В том числе суперзнаменитые женщины: Максимова, Максимилианова, Михайлова, Марцишевская, Ярошевская, Копылова и, естественно, Лидия Алексеева. Первый список составил 125 фамилий.

Исходил из того, что нужно выделить две части. Есть фигуры, стоящие особняком, для них выделена отдельная рубрика «Баскетболист века». Отобрал список имен, который рассмотрели мои коллеги-эксперты. Выбор прост – есть Сергей Белов, Геннадий Вольнов, Арвидас Сабонис, Владимир Кондрашин и Александр Гомельский, а также Лидия Алексеева (двукратная олимпийская чемпионка, 12-кратная чемпионка Европы, 5-кратная чемпионка мира). Также в книге будет раздел на 30 страниц – «Легенды-специалисты», туда войдут ряд арбитров, врачи, массажист Аскер Барчо, администратор Юрий Юрков, и два менеджера – Сергей Кущенко и Андрей Ватутин.

Считаю, что мы проделали огромную работу, потому как мне и коллегам удалось войти в «ткань» каждой семьи. Связались либо с самим исследуемым субъектом, либо с его родственниками (в случае, если его нет в живых), подняли все архивы – общественные, семейные, околосемейные. Залезли во все газеты, писавшие в то время о баскетболе, начиная с 30-х. К слову, недавно свой архив нам перевела Нина Максимилианова – это огромное количество вырезок из газет, фотографии. Не воспользоваться этим было нельзя – мы восстанавливали сюжеты, атмосферу игр того времени.

К примеру, говоря о биографии Модестаса Паулаускаса, мы изучили историю жизни по его книге, нашим архивам и, главное, согласовали все с самим Модестасом. И так происходило со всеми. Каждая биография прошла несколько кругов рецензий – околосемейные и экспертные. Скажем, пишу биографию Андрея Лопатова, мы знакомы и хорошо знаем друг друга. Сделал первый вариант его биографии в 2001 году для другого проекта. Но там не было «изюма» – истории мальчика из Инты, а для данной энциклопедии мне просто необходима информация о внеспортивной жизни. Тем более, что к тому времени у меня была готова биография Сергея Тараканова, и я не мог сделать биографию Лопатова менее интересной, чем получилась у Тараканова. Веду к тому, что сейчас возможно подтвердить любые сведения, и это главное. Помогает и архив ФИБА в этом, сколько очков в таком-то чемпионате – пожалуйста, вся информация предоставлена. Много времени ушло на биографию Андрея Кириленко – про его жизнь в России и максимально в Америке, не делая при этом упор на заокеанский аспект.

С какими сложностями сталкивались в реализации проекта?
Недостаток информации. Мы ощутили колоссальную потребность участия в проекте самих легенд баскетбола. До сих пор не закончили биографию Александра Белова. Не потому что мы его не любим, просто есть детали, которые не укладываются в текст. Или, к примеру, Ульяна Семенова – легенда, человек ростом, который никто не мерил, и она никому его не скажет, хотя считается, что около 240 см. Она встретила нашу идею прохладно. Но надо знать моих редакторов, им дана команда собрать материал, и на его основе вести разговор с субъектом, так вот накануне нашего разговора с вами Ульяна набрала нашего редактора со словами: «Татьяна Николаевна, я сегодня не спала всю ночь, прочитала, все восстановила в памяти. Спасибо вам». И так почти со всеми. Для многих ветеранов это способ почувствовать себя значимыми. Приходилось покупать фотографии – огромное количество. В энциклопедии будет почти 1500 снимков, сюжетных: как полный стадион «Динамо» на женском баскетболе – такие кадры дорогого стоят. За некоторые семейные архивные фотографии нужно платить. У Константина Травина – отца Александра Травина, был архив, его не могли найти, но после согласования готового материала с сыном Александра Травина – нашли архив, а семья обрела историю предков, о которой знала не так много. Нам рассказывали, что семья той же Алексеевой – закрытая, не получить ни информации, ни фотографии. Всё чепуха! Последний вариант согласовывали с дочерью, вокруг сидело восемь членов семьи, все пили чай, читали и обсуждали: «Давайте здесь поправим, вот тут еще». Что и говорить, атмосфера работы с нашими номинантами оказалась удивительно приятной, гораздо приятней того же футбола.

Какая биография оказалась самой непростой?
Александра Белова. Там сплошное противоречие в житейских моментах. Казалось бы, все ясно, а не складывается ничего! Биография Гомельского была сложнейшей. Впихнуть «пласт» в 18 страниц очень сложно, все равно получилось 22 страницы. Она прошла экспертизу семьи сына, брата, Тараканова, Едешко, Еремина, и только после того, как внес все правки – поставил на сайт. Не могу сказать, что мы надрывались над каким-либо номинантом. Это наш фанатизм.

Вашим коллегам запомнилась какая-то отдельная биография?
Знаете, они в шоке до сих пор находятся, что сделали уже 100 штук. Осталось 15 – всего ничего.

«Номинанты» только правят информацию или зачастую вы общаетесь с ними один на один, собирая базу данных?
Интервью с номинантами – неотъемлемая часть нашей работы. От Абросимовой и Корстин до Еремина. Это не только архивная работа.

Кто помогает с проектом?
Выделяю двух человек – это Сергей Тараканов и Юрий Юрков. По любому поводу могу обратиться к ним – днем, ночью, в командировке – получаю помощь на любой вопрос и прочему, тем более, что мы знакомы и хорошо общаемся. Это очень помогло.

Были забавные случаи с армейскими ветеранами?
Пикантного, к сожалению, рассказать вам ничего не смогу. Говоря об Астахове, к примеру, спокойно профессионально выжимали все из его печенок – а это много, сами понимаете. Но это опять же войдет не все в биографию – у нас формат пять-шесть страниц текста на человека. Ему как четырехкратному чемпиону Европы отведено пять с половиной страниц. Написали по-человечески, не сухо, вкусно. Да и «острые», пикантные моменты в целом меня не интересуют. А вот драма – да. Есть серьезные истории: Ивана Дворного, связанная с пистолетами, или Алжана Жармухамедова… Я не имел права писать подобно бульварной прессе, но обойти факты мы не могли – изложили аккуратно, но правду. Когда, где, за что лишили ЗМС Жармухамедова. С ним все формулировки согласованы, более того, я звонил Ивану Едешко, дабы убедиться лишний раз: «Было или не было?», с Владимиром Гомельским разговаривали, перепроверяли. Хочется сделать книгу идеально – все-таки создаем памятник.

Не ошибемся, если скажем, что это первая полноценная баскетбольная энциклопедия?
Абсолютно точно. Это антология в лицах. С 30-х годов, как я уже упоминал, и до Кириленко.

Кириленко является самым молодым участником книги?
Пока не отвечу на этот вопрос. Мы не решили с Хряпой. Виктор у меня в списке есть. Но тогда появляется и потребность включить Сергея Моню, Виталия Фридзона. Тогда появляется уже другая книга с бронзовыми призерами. Если у Кириленко отдельный имидж, «американский», то у свежих «олимпийцев» другой. Пока этот вопрос остается открытым.

Есть дэдлайн проекта?
Мы должны сдать книгу в первом квартале 2015 года.

Все биографии доступны на сайте вашего центра biograph.ru?
Да. Как только мы завершаем работу над макетом – выкладываем в Интернет. Считаю этот процесс принципиально важным. Чем больше людей привлечет эта информация, они ее используют, тем лучше для всех. Заработать на этом нельзя, пустое занятие. Исхожу из того, чтобы нести просвещение. Книга – формат, подарок. А в Интернете информация живет, кочует и работает.