Алжан Жармухамедов:
Финал Олимпиады не пересматриваю, только иногда натыкаюсь по ТВ на отрывки матча. В школе я учил немецкий язык, поэтому после нашей победы на Играх иностранную прессу не читал, все было на английском в основном. Но, единственное, запомнил забавный момент – в немецкой газете напечатали карикатуру, на которой был изображен курящий сигару генеральный секретарь ФИБА Уильям Джонс с красной звезду во лбу. Возвращались домой тогда героями. Нас тепло встречали в аэропорту, было ликование, конечно, и много людей пришло поприветствовать нас, несмотря на то, что это был поздний рейс. Что примечательно, мы миновали зону таможни без задержек, нам свободно открыли ворота, и мы прошли к выходу. В то время в СССР телевидение не транслировало финальный матч Олимпиады. Только в эфирах новостей показывали три секунды. Можно сказать, что сразу после победы практически никто и не знал, что мы завоевали «золото». О триумфе прочитали из газет либо услышали по радио. А матч действительно не показывали, как сейчас говорят, тогда он «не набирал рейтинги», никто и не надеялся на победу. Только когда Нина Еремина прокричала на весь мир о том, что мы стали олимпийскими чемпионами, стали нарезку финальных секунд вставлять в новости на ТВ.
Сказать, что победа по-особенному повлияла на мою жизнь, не могу. По большому счету, немногое изменилось. Я как был игроком ЦСКА в звании лейтенанта, так им и остался. Сразу в отпуск не отпустили, попросили подождать до вручения нам правительственных наград. В это же время проходила неделя советской культуры в Милане, нашу сборную пригласили туда с визитом. Летели в Италию на хорошем большом самолете вместе со звездами театра и кино. В 1972 году вышел фильм «А зори здесь тихие», и весь актерский состав также был на борту, еще с нами летели Евгений Леонов, Константин Симонов, Людмила Гурченко и Лариса Голубкина. В целом, творческая компания. По возвращении, 10 октября, в Кремлевском зале нам торжественно вручили Ордена и звания заслуженных мастеров спорта. К слову, после финала нам выдали по 1000 немецких марок, что в переводе было около 300 долларов. Плюс в Москве подарили по 2500 рублей. По тем временам – внушительная сумма, если Волга стоила 8500 рублей, то, считайте, третья часть авто.
Иван Едешко:
Я много общаюсь с молодежью и тренерами, конечно, часто вспоминается тот финал. У меня есть фильм «СССР – США», который показываю на различных семинарах. Это художественное кино про спорт, Олимпиаду, про три секунды и советскую политику отношения к спорту. Рад, что публика принимает фильм с интересом. Тогда в Мюнхене американцы впервые проиграли в гимнастике, когда Ольга Корбут очаровала весь мир, и в баскетболе. За океаном все были в трансе, заголовки статей гласили: «Траур Америки», хотя сборная США проиграла, потому что недооценила соперника. Этому посвящен фильм «США – СССР», снятый американской ТВ-компанией. По этому случаю в Россию прилетала съемочная группа, которая брала у меня интервью. После я попросил их прислать готовый материал, чтобы перевести кино на русский язык. Задачей американских журналистов было поставить точку в историческом споре. Известный факт, что команда США до сих пор не признала результат финального матча, один из игроков завещал внукам и правнукам никогда не забирать серебряную медаль. Награды до сих пор хранятся в Швейцарии в офисе Международного олимпийского комитета. Возвращались в Москву «золотым рейсом», на борту все пассажиры были олимпийскими чемпионами или призерами Игр. Нас встречала толпа людей, отмечавшая не только знаменательную победу баскетбольной сборной, но и всей команды СССР, занявшей первое место в общем зачете: 50 золотых медалей в год 50-летия образования СССР – знаковое событие. В целом с 1970 по 1974 года мы выиграли все, что можно: мир, Европу, Универсиаду и Олимпийские игры.
В декабре на большие экраны выйдет фильм «Движение вверх» об этой исторической победе. Я консультировал ту часть съёмок баскетбола, которая проходила в Москве. Все очень ждут это кино, в нем две драмы: спортивная и человеческая. В фильме достоверно показана атмосфера 70-х годов, начиная от управляющих структур партии, психология работы с игроками, а также форма сборной, даже носки и кеды, в которых мы играли. Была перекрашена площадка под реальные цвета паркета Мюнхена, зрители носили одежду тех времен, фотоаппараты корреспондентов были оригинальные. Полное отражение спортивной ситуации того времени, психологии и жизни спортсменов в условиях той эпохи. Но главное достоинство этого фильма в том, что в нем все игроки сборной СССР выступают под своими фамилиями. В той же «Легенде №17» – речь только о Харламове, один раз звучит «Харламов, Петров, Михайлов, – на площадку!». А в «Движении вверх» – все баскетболисты заявлены под реальными фамилиями, представьте, какая радость и гордость будет у семей чемпионов, их внуков! Мы с нетерпением ждём выхода фильма на экраны.