Серхио Родригес: Радуйся и получай удовольствие!

25.01.2018
Серхио Родригес (фото: М. Сербин, cskabasket.com)
На прошедшей неделе официальный сайт Евролиги опубликовал вторую запись блога защитника нашей команды Серхио Родригеса, в которой он рассказывает о работе над основами баскетбольного мастерства. Вашему вниманию – перевод на русский язык.
- Ребята с EuroLeague.net просили меня поговорить о владении мячом. Так вот. Я много времени проводил с мячом в руках, и в этом смысле, для меня все получается довольно естественно. С детства вокруг меня были мячи. Если я получал хорошие оценки в школе или делал что-то так хорошо, что это заслуживало подарка, мне всегда доставались футбольные, баскетбольные, теннисные, волейбольные мячи. Все они мне нравились, но, главное, у меня выработалась привычка каждый день тягаться с мячом. Помогло, и что у меня на заднем дворе было установлено кольцо. Все время дома играл в баскетбол. К тому же я никогда не был любителем компьютерных игр, потому на занятия спортом на улице оставалось больше времени.

В моей школе в Тенерифе не было баскетбольной команды. Баскетболом в городе занимались, в основном, в частных школах. Я попытался пробиться в команду, когда мне было шесть или семь лет, но меня не пустили именно потому, что я не учился в одной из этих частных школ. Потому я начал играть в футбол, теннис, настольный теннис, занимался карате – всем понемногу. Когда мне уже исполнилось восемь, к нашей школе «Ла-Сай» «прикрепили» баскетбольный клуб «Юнелько», а потому я приступил к тренировкам. К тому времени я уже много играл в турнирах три-на-три и похожих матчах. Потому когда начал заниматься в команде, понял, что уже умею многое, и мне было легко нарабатывать те навыки, которые уже изучил.

Что касается владения мячом, как я говорил, мне повезло иметь кольцо во дворе дома, и, в этом смысле, я никому не мешал. Ведь если ты живешь в доме или квартире в многоэтажке, стучание мячом в пол вызовет негодование соседей. Хорошо, что можно было таким образом и выплескивать энергию, и быть активным. Это получалось естественно. Уже потом, в более сознательном возрасте, начинаешь приглядывать за другими игроками, понимать, как они водят мяч. Стараешься имитировать своих любимцев, которых видишь по ТВ. В те времена у нас была профессиональная команда в Тенерифе, но она была не в лучшем дивизионе чемпионата Испании. Я старался получать как можно больше удовольствия, улучшая свою игру по примеру увиденного по телевизору.

Меня часто сравнивали с Кармело Кабрерой, плеймейкером с Канарских островов, который в 1970-е выиграл два титула Евролиги с мадридским «Реалом». Видел записи его игр, но, когда я был тинейджером, Кармело уже завершил выступления. В те годы на пике карьеры был Джейсон Уильямс, но мне также нравились Рауль Лопес, Саша Джорджевич, Аллен Айверсон… Влияние на меня оказали и нарезки AND1. Мне нравилось смотреть и пытаться повторять, но я осознавал как факт, что в баскетболе этого не применишь, потому что не получишь преимущества. Потому фокусировался на том, что игроки делали в важных матчах. Когда я использовал финты Рауля, Джорджевича или Уильямса на тренировках и матчах, я получал преимущество.

В Испании был баскетбольный проект, называвшийся Siglo XXI, то есть «XXI век». Он позволял молодым талантам одновременно работать над игровыми навыками и получать образование. Мое пребывание в проекте позволило стать лучше как баскетболисту во многих аспектах. У нас была собственная арена, кожаные мячи. В те времена у нас в Тенерифе было всего два-три хороших мяча, а в Siglo XXI каждому доставался мяч. Возможность играть у нас была 24 часа в сутки, а это отличный способ становиться лучше. Мы много сражались один на один, выполняли упражнения. Один из наших тренеров, Хосе-Мануэль Набейра, приносил записи матчей НБА, и мы смотрели их вместе. Как я говорил, я обожал смотреть Джейсона Уильямса и Аллена Айверсона. Ты видишь их, а потом пытаешься сделать то же, вроде паса Уильямса от локтя. Такие финты удивляли, становились особым событием! В конце концов, мы были просто группой детишек, которые любили баскетбол, и у которых в любой момент была в распоряжении площадка. Помню, как я приходил туда и включал свет, чтобы потренироваться в одиночестве. Было классно!

Нам также приходилось учиться в старших классах, причем школа под нас не подстраивалась. К примеру, аналогичная программа в Барселоне под названием CAR подстраивается под расписание спортсменов. В Siglo XXI мы следовали школьному расписанию, которое помогало нам в обычной жизни. Помню, сам замечал, насколько лучше я становлюсь каждый год, как в смысле физической готовности, так и в плане баскетбольного мастерства. Помню, как играл один-на-один с Франом Васкесом, когда мне было 14, а ему – 17, как сражался с близнецами Уртасунами, Хавьером Альворадо, Карлосом Ромеро… многими хорошими игроками своего времени. Мы все время соревновались. Помню, как делали записи наших тренировок, на которых мы работали над баскетбольными навыками. А таких занятий у нас было много, в том числе, посвященных ведению мяча. Даже при том, что я и так был хорош в этом, такая работа помогала становиться еще лучше.

Даже сейчас нужно стараться прогрессировать, подстраиваться под нужды команды, под действия соперников, под ту систему, в которой тебе комфортнее… Один из самых важных аспектов в карьере любого игрока – умение подстраиваться в любой момент. Это мой 14-й сезон в профессиональном баскетболе, и каждый год появляется что-то новое. Иногда ты просто перестаешь пользоваться какими-то приемами, которые срабатывали раньше, потому что сейчас они потеряли актуальность. В целом, я много работаю над бросками со статичных положений, делаю много повторений. Бросать после дриблинга для меня более естественно, наверное, мне легче самому создать себе пространство для броска.

Наконец, обращаясь к молодым баскетболистам, скажу, что самое важное для них – радоваться, получать удовольствие от своих занятий. Баскетбол очень требователен к профессионалу. Это моя работа. Иногда в юные годы мы относимся к этому неправильно. Это игра, и ее глубинная суть в том, чтобы приносить удовольствие. Наслаждайтесь, но помните: чтобы стать лучше, надо тренироваться, прилагать большое усердие во всем. Такая тяжелая работа приносит уверенность в том, что ты будешь всё делать правильно. Например, я сделаю много бросков после тренировки, при этом знаю, что в матче не попаду столько же. Но это придает уверенности в атаках с позиций, с которых я обычно бросаю. Психологически эта уверенность очень важна, и достигается она за счет усердной работы.