Анатолий Каширов: Попадание в сборную – самый большой аванс в моей жизни

19.06.2006
Анатолий Каширов (фото cskabasket.com)
Как Этторе Мессина добивается от игроков ЦСКА максимальной концентрации на тренировках? Что испытывает 19-летний игрок, попав в список кандидатов в сборную России? Какой самый ценный совет можно получить от родителей? – обо всем этом и многом другом в интервью центрового ЦСКА Анатолия Каширова.

На ваш взгляд, что нового дал сезон, проведенный в ЦСКА под руководством Этторе Мессины?

- Мессина достаточно жесткий наставник. Но при этом много знает, всегда может подсказать, так что даже несмотря на то, что у меня было немного игровой практики, я счастлив, что провел этот сезон в ЦСКА.

Мессина достаточно долго пробыл тренером молодежных команд. Как вам кажется, это влияет на его работу с вами и вашими партнерами по команде?

- Он очень профессиональный тренер. И всегда знает, что конкретно хочет от своих подопечных. Он любит работать с высокорослыми игроками. В то же время, он всегда может дать совет, как действовать в той или иной ситуации. Например, с какой ноги нужно входить в зону. Как оказалось, это важно, а в спортивной школе этому вопросу внимания не уделяли совсем. Или, в какой точке нужно остановиться перед броском.

Вы сказали, что Мессина достаточно жесткий наставник. В чем это проявляется?

- В беге. Если на занятиях кто-то начинает отвлекаться или работает не в полную силу, то Мессина отправляет его бегать челноки. Например, во время первой тренировки перед прошлым сезоном, когда вся команда только-только вышла из отпуска, пришлось бегать аж 8 раз. Причем исключений не было ни для кого. А в течение сезона иногда лично мне приходилось делать по 100 приседаний.

В составе ЦСКА трое молодых игроков: вы, Василий Заворуев, Никита Курбанов. Вы знаете друг друга практически с детства, вместе играли в спортшколе. На ваш взгляд, пытаться пробиться в состав армейского клуба легче группой, как это происходит у вас, или поодиночке?

- Группой. Это действительно много значит, когда рядом с тобой находятся люди, которым ты доверяешь, с которыми можешь поговорить о каких-то узкопрофессиональных вещах и они тебя поймут с полуслова. Наверное, если бы мы пришли в ЦСКА поодиночке, то у каждого было бы больше игрового времени, но все-таки, на мой взгляд, вместе в такой команде гораздо легче.

Казалось бы, после школы, которую вы прошли у Мессины, в высшей лиге российского чемпионата вам не должно быть равных. Однако ваша статистика в матчах за «Звезд Тринты» не поражает воображение…

- Тут две причины. Во-первых, отсутствие у меня игровой практики. Во-вторых, игра центрового во многом зависит от партнеров. С более умеющими товарищами по команде, такими, как в ЦСКА, играть получается лучше. Команда должна быть «настроена» на центрового, партнеры должны представлять себе, что умеет делать большой, в каком случае ему лучше отдать передачу. В «Звездах» же игра была построена совершенно на других принципах.

Всю прошлую неделю вы провели в лагере Rbk. Связано ли это с желанием попасть в НБА?

- После этого сезона мои возможности в этом плане выросли, что только подтвердил лагерь в Тревизо. Мой прогресс отмечали практически все скауты, с которыми приходилось сталкиваться раньше. Если продолжу в том же духе, то шанс попасть на драфт у меня есть. Определяющим в этом плане станет следующий сезон. Другое дело, что не хотелось бы ехать в Америку раньше времени. Мессина несколько раз говорил, что туда нужно отправляться уже готовым, сложившимся игроком, чтобы не сидеть на скамейке. И я с ним полностью согласен.

Расскажите подробнее про лагерь. Ведь в Тревизо с центровыми занимались отдельно.

- С нами занимались тренеры, сами в прошлом известные центровые. Чемпион НБА в составе «Детройта» Жан Табак и Джек Сикма из «Сиэтл Суперсоникс». Нас было 12 человек, работали в одном зале на два кольца, выполняли различные упражнения, которые касались, например, правильной постановки ног. Всего тренировки длились примерно по полтора-два часа. Тем, как я работал, остались довольны. К нам, допустим, подходил Джим Стэк из «Миннесоты», плюс, летели в самолете с директором по скаутингу «Шарлотт». Однако после прибытия в Москву, зашел в Интернет, попытался найти отзывы на Draftexpress.com, но, увы…

Давайте вернемся к событиям в России. Вы сейчас готовитесь к чемпионату Европы вместе с молодежной сборной. Как впечатления?

- У нас в команде просто отличные отношения. Мы все друг друга знаем. Что касается лично меня, то радует установка тренеров, которые понимают: играть без высокорослых игроков не реально. Евгений Пашутин год проработал вместе с Мессиной, и влияние главного тренера ЦСКА чувствуется. Прежде всего, в том, что из нас хотят сделать такую же цельную команду, как армейская.

А как на счет целей? Ведь, по сути, вам сейчас предстоит защищать золотые медали, добытые в прошлом году в Чехове.

- На чемпионате Европы у нас бешеная группа: Германия, Франция и хозяин первенства Турция. Но, с другой стороны, никто не горит желанием сдавать свои позиции.

Помимо молодежки, вы вошли в список из 22 кандидатов в основную национальную сборную. Какие были первые ощущения, после того, как об этом узнали?

- Шок. То есть, я догадывался, что могу попасть в этот список. Мы разговаривали с генеральным менеджером Сергеем Таракановым, он обмолвился, что большинство российских игроков ЦСКА получат шанс проявить себя и в сборной, но я не думал, что охватят абсолютно всех. Что касается самого момента, то о списке я узнал в офисе ЦСКА, от Андрея Морозова, потом пошел и скупил разом все газеты, где он был опубликован. С другой стороны, я понимаю, что это приглашение – огромный аванс. Наверное, самый большой из тех, что я получал в жизни. Конкуренция на моей позиции будет жесткой, к тому же остальные игроки уже обладают определенным именем и могут рассчитывать на большее количество минут по сравнению со мной. В любом случае, опыт работы в такой компании под руководством Блатта должен пойти мне на пользу.

А сами общались с главным тренером сборной России?

- Нет. Но много читал и его высказываний, и мнений о нем разных игроков. По-моему, стиль Блатта походит на тот, что проповедует Мессина.

Кстати, приглашение в сборную лишило вас отпуска. Как относитесь к этому факту?

- Ну, а что я могу сделать. Отказываться от сборной? В моем-то положении? Я сейчас работаю на свое будущее, и каждая возможность тренироваться или играть для меня очень и очень важна.

У ваших одногодок, Василия Заворуева и Ярослава Королева, отцы – тренеры. Ваш папа бывший баскетболист, но в роли наставника себя не пробовал. Как вы думаете, если бы вы играли под руководством отца, было бы легче?

- Мой папа после окончания карьеры поступил в институт, получил специальность экономиста, у него сложилась карьера вне баскетбола. У него просто не было необходимости в том, чтобы идти в тренеры. Я его понимаю, сам тоже не хотел бы стать наставником по окончании карьеры. Хотя, с другой стороны, он был баскетболистом, а значит, может давать мне советы.

И какой же из них для вас оказался самым ценным?

- Может, это прозвучит банально. Но: «Никогда не опускать руки в сложных ситуациях».