Арменак Алачачян: Баскетбол покинул, но не разлюбил

21.11.2008
Арменак Алачачян (фото М. Сербин, cskabasket.com)
За расхожей фразой «ЦСКА – клуб выдающейся истории и славных традиций» скрываются судьбы людей, которые талантом, трудом, самоотверженностью, стойкостью создавали то, чем мы сейчас так гордимся - летопись армейских побед. С 1960 года в отечественном баскетболе наступила эпоха ЦСКА. Армейцы стали чемпионами Советского Союза, трижды (в 1961, 1963 и 1969 годах) завоевали Кубок Европейских чемпионов. В этом же году в команду пришел Арменак Алачачян, и с тех пор его имя навсегда связано с четырьмя великими буквами.

Арменак Алачачян. Игрок, говоря о котором невозможно обойтись без превосходных степеней. Один из лучших европейских баскетболистов всех времен. Четырехкратный чемпион Европы, обладатель Кубка Европейских чемпионов, серебряный призер XVIII Олимпийских игр, восьмикратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР. Новатор баскетбола, сделавший позицию разыгрывающего доминирующей. Виртуозный плеймейкер своего времени, не знавший равных в индивидуальном мастерстве, превосходящий соперников в быстроте чтения игры, скоростном розыгрыше, техничном дриблинге, признанный мастер «скрытого» паса. Любимец публики и большой труженик, лишь в 38 лет повесивший кроссовки на гвоздь. Первый, кто взял Кубок Европейских чемпионов и как игрок, и как тренер. Человек-легенда.

Нам представилась редкая возможность - поговорить с Арменаком Алачачяном о баскетболе, о его жизни, о ЦСКА тех далеких лет.

Арменак Мисакович, как получилось, что именно баскетбол стал главным делом всей вашей жизни?
- Я родился в 1930 в Александрии Египетской. Наша семья армянских репатриантов жила в районе, называемой Маленькой Арменией. В двух минутах ходьбы от дома были армянская школа, церковь и стадион. Спортом начал заниматься с шести лет. Вначале легкой атлетикой, футболом. В 12 лет появился баскетбол, который и стал главным делом моей жизни. Но всерьез этим видом спорта занялся позже: в 1947 году армянским беженцам разрешили вернуться на историческую Родину, и я поступил в Ереванский институт физкультуры. Вот тогда, если говорить современным языком, началась моя «профессиональная карьера» баскетболиста. Причем детские занятия «королевой спорта» очень пригодились в будущем.

Вы всегда очень любили футбол, хорошо в нем разбирались. Почему же выбор пал на оранжевый мяч?
- (Смеется). Отвечу так: в футболе отдаешь пас, а футбольное поле большое, мяч обратно не всегда получаешь. А я человек темпераментный, мне баскетбол больше по душе, там всегда движение, игровая ситуация меняется мгновенно – только что защищались, а уже в нападении. С мячом много времени проводишь, игру сам строишь. Вот так баскетбол выбрал, и много в нем добился, несмотря на совсем не гигантский рост – 174 см.

В ЦСКА вы пришли зрелым игроком, был опыт выступлений за ереванские клубы и за известный «Буревестник» из Алма-Аты. Как утверждались в новой команде? Трудно было?
- Начну с того, что с 1953 по 1960 годы ЦСКА ни разу не становился чемпионом страны. Тогда много сильных клубов было, не так, как сейчас. В Латвии, Эстонии, Литве, Грузии, Ленинграде достойные соперники были, и нельзя было заранее предсказать, кто же станет лучшим, выиграть первенство очень тяжело было. Но с первого моего года в ЦСКА и последующие 8 лет подряд именно мы становились чемпионами Советского Союза. В один из сезонов - кажется, это был 1961/62 - мы не проиграли ни одной встречи! Ни одной! Это – абсолютный рекорд, который можно повторить, но превзойти – нельзя. Меня пригласили в ЦСКА почти в тридцатилетнем возрасте, и сначала отправили во вторую команду. Действительно, приехал какой-то невысокий армянин… Ничего просто так не давалось. Каждую тренировку доказывал, что имею право быть в основной команде. Пробиться трудно было, у тренера Алексеева была сформировавшаяся «обойма». Но я отрабатывал на тренировках так, будто играл на первенство Советского Союза. Каждый день доказывал тренеру, что должен играть. В течение восьми месяцев не позволил себе ни одного дня без тренировок. Это была тяжелая работа и физически, и эмоционально. Подумайте только, в 28 лет снова доказывать, что ты умеешь что-то в баскетболе! И вот матч против принципиального соперника тех лет - рижского СКА. Кто тогда тренировал латышскую команду, вы прекрасно знаете. До конца игры остается 4 минуты, мы проигрываем 17 очков. Евгений Алексеев рискнул выпустить меня на площадку. В итоге мы смогли сократить разницу до 4 очков. Поле этого матча главного тренера ЦСКА многие критиковали, даже его жена, известная в прошлом баскетболистка, говорила: «Женя, почему не даешь играть Алачачяну?» В общем, я стал выходить в стартовой пятерке.

После окончания карьеры два сезона вы были главным тренером ЦСКА. В 1969 году армейцы завоевали «золото» чемпионата страны, а в ярчайшем финальном матче Кубка чемпионов, в жесткой схватке, ваша команда одержала победу над мадридским «Реалом». Успех, признание, благосклонность власть имущих. Впереди, казалось, долгая славная тренерская жизнь. Но в конце 1970-го вы покинули тренерский пост и больше никогда не занимались баскетболом…
- Все дело в КГБ. Они хотели, чтобы я, знаменитый спортсмен, работал на них, предлагали гонорар - 60 долларов в месяц. Вербовали долго и упорно, не пускали за рубеж на соревнования, мотивируя тем, что я неблагонадежный: сестра за границей живет. Как пример: на моем участии в первом (мадридском) финальном матче Кубка чемпионов в 1963 году настоял лично министр обороны маршал Гречко.
В 1968 году мне доверили команду, я стал тренером ЦСКА. Работа мне очень нравилась, чувствовал, что это мое дело. Работал очень хорошо, четко представлял, что делаю, ведь только-только закончил играть. В том сезоне мы выиграли Кубок Европы. Опять у «Реала», в Барселоне. Тяжелая игра была, с овертаймами, можно сказать, выгрызли победу у испанцев. До этого они очень гордились тем, что никогда не проигрывали дома. Но мы смогли…
Когда вернулись в Москву, начались бесконечные проверки. Министру обороны отправили донос, что якобы каждый игрок ЦСКА имеет на руках по 6 тысяч долларов - сумма абсолютно нереальная для тех лет в СССР, что я дискредитирую министра обороны. Обвиняли даже в том, что в ЦСКА не ведется комсомольская работа. В общем, делалось, все, что бы меня выжить из команды. Когда я играл, Комитет Безопасности был бессилен: еще бы, решение о моем выходе на паркет принимал сам маршал! А здесь они словно хотели отыграться.
Я понял, что работать мне не дадут, и обратился с просьбой выехать в Канаду для воссоединения с семьей. Указал, что в Советском Союзе живу хорошо, нормально зарабатываю, и никаких проблем у меня нет. Меня и семью отпустили легко, видимо поняли, что осведомитель для КГБ из меня все равно не получится.

В Канаде не было возможности заниматься любимой профессией?
- Понимаете, и в 1971 году, когда я приехал в Канаду, да и сейчас, спорт номер один здесь - хоккей. Баскетбол востребован значительно меньше. В Штатах у меня был друг, баскетболист сборной США, наш соперник на Олимпийских играх в Токио, Лэрри Браун, сейчас он тренирует в НБА. Он предлагал мне работу по специальности. Но тут вмешалась мама: она была категорически против очередной смены страны. Пришлось отказаться от баскетбола.
Поначалу в Канаде было очень трудно: никто здесь не ждет тебя, эмигранты нигде не нужны, ты должен пробиться сам. Мне повезло, совершенно случайно получил возможность заняться ювелирным делом, уехал в Монреаль, учился огранке бриллиантов. Потом мне повезло еще раз. Один богатый армянин узнал меня и дал кредит - 50 тысяч долларов. Это позволило открыть бизнес, который впоследствии стал очень успешным, и приносит большой доход. Мои драгоценности – очень красивые!

Сейчас за баскетболом следите?
- А как же! Смотрю баскетбол, стараюсь не пропускать трансляции. Болею за команду города, в котором живу – «Торонто Рэпторс». Мне бы хотелось, что бы они выигрывали, но, к сожалению, у них не такой уж внушительный бюджет, и они не могут позволить себе покупку мегазвезд. А чтобы завоевывать чемпионские перстни, нужны именно мегазвезды, способные решать судьбу важных матчей. К тому же и интерес к баскетболу в городе не такой большой, государство баскетболу не помогает. Все на хоккее помешались.

Помимо баскетбола, чем вы еще увлекались?
- Много писал, более 100 статей - конечно, посвященных баскетболу, - публиковался в «Советском Спорте». В 1970 году вышла моя книга «Не только о баскетболе», но там тоже главная тема – великая игра. Футбол любил и понимал, кино меня занимало очень.

Любовь к баскетболу передалась по наследству вашим детям?
- Конечно. И сын, и дочь занимались баскетболом, и у них хорошо получалось. Я сам их тренировал. Дочь, как и я, начинала с легкой атлетики, а когда перебрались в Канаду, гены взяли свое, захотела быть баскетболисткой. Сын, который начинал заниматься баскетболом с 6 лет, когда я еще в ЦСКА работал, до сих пор играет, хотя ему 45 лет уже.

ЦСКА образца XXI века, который вы увидели в матче с «Торонто» вам понравился?
- Скажу честно, очень понравился, хотя и проиграли армейцы, но играли здорово. В команде высокие баскетболисты, очень подвижные. И если команда хорошо играет, значит и тренер хороший. Это - предупреждая вопрос о мистере Мессине. Он знает, что делать в любой ситуации, что очень важно в баскетболе.
Меня удивляет, какие деньги получают баскетболисты сейчас. Скажем так, игра стоит свеч. Когда я играл, баскетболисты тоже были совсем не бедными - получали зарплату примерно в два раза больше, чем обычные граждане, 300 рублей и 120 – разница есть. Мы имели возможность купить машину, без очереди получить квартиру от государства. Но, конечно, с нынешним благосостоянием баскетболистов ни в какое сравнение не идет.

Как относитесь к тому, что в российских командах результат делают легионеры? В том же ЦСКА на ведущих ролях иностранцы.
- Знаете, в мире спорта уже давно никто не обращает внимания на национальность. Возьмите НБА: здесь выступают игроки со всего мира. Главное, не то, откуда ты, а как ты играешь. Замечательно иметь хорошую команду, в которой может выходить на паркет любой классный баскетболист. Те возможности, которые есть сейчас в России, нельзя упустить. Считаю, что так лучше для спорта, для самих игроков, для зрителей.

В России любят говорить, что игроки-чужестранцы «отбирают» игровое время у россиян, от чего страдают результаты выступления нашей сборной.
- Здесь рецепт один – чтобы больше играть, надо много тренироваться, на тренировках доказывать свое право выходить на площадку. Тренироваться, тренироваться… По пять часов, вместе двух положенных, каждый день.

Что Арменак Алачачян может посоветовать молодым российским игрокам?
- Все зависит от вас самих. Если опытные иностранцы занимаются по 2-3 часа в день, занимайтесь по 5 часов. Не надо себя жалеть!

За вашими плечами славная длинная жизнь, насыщенная взлетами и падениями. Какое спортивное событие стало самым запоминающимся?
- Победа в финале Кубка чемпионов над «Реалом» была незабываемой. У меня немало других наград - семнадцать, в том числе серебряная олимпийская медаль 1964 года, но именно этот Кубок мне дороже других.
Первую встречу в Мадриде мы крупно проиграли. Очень сильная команда у испанцев тогда была, за них три или четыре американца выступали, но для нас это было дело государственной важности – обыграть спортивный клуб диктатора Франко в Москве! Можно сказать, от нас требовали «победить или умереть». Министр обороны маршал Гречко лично был в раздевалке, разговаривал с нами, просил выиграть. Своей победой мы должны были доказать преимущество советского строя, и потом мы же армейская команда! В нас вся страна верила и болела, как же мы могли уступить?!


Текст: Марина Кукош для журнала «Армейский Magazine»