Траджан Лэнгдон: личными целями карьеру не мерил

18.06.2011
Траджан Лэнгдон (фото М. Сербин, cskabasket.com)
Славная ветеранская когорта ЦСКА, собравшая для клуба огромное число ценных трофеев, понесла первую потерю: о завершении карьеры после окончания финальной серии чемпионата России объявил Траджан Лэнгдон. Перед отъездом на родину Трэй наведался в офис армейской пресс-службы, где предался воспоминаниям и размышлениям.

Какие чувства испытывает человек, только-только повесивший кроссовки на гвоздь?
Хорошие. За девять лет в европейском баскетболе, включая шесть в ЦСКА, каждый сезон для меня заканчивался чемпионским титулом. И завершить карьеру на привычной победной ноте – особое удовольствие в конце долгого пути. Этого момента никогда не забуду.

Уверен, тебе приходилось прежде думать, каким будет мгновение расставания с баскетболом. Можно сказать, что ожидания оправдались?
По правде говоря, никогда всерьез не задумывался об уходе из спорта. До прошедшего сезона. В жизни так бывает, что ты получаешь некие знаки, которые влияют на тебя: будь то в семейных отношениях, дружбе, работе, внутренних ощущениях. И именно в этом сезоне я увидел те знаки, которые сказали мне: похоже, пора сказать «стоп». Думаю, это прекрасный момент, чтобы сделать следующий шаг, найти другие занятия в жизни. Хочу быть хорошим отцом, хорошим мужем – это прекрасная возможность для меня. Повторюсь, здесь, в ЦСКА, я прошел долгий путь длиной в шесть лет, и хочу поблагодарить всех тренеров, с которыми довелось работать, всех игроков, которые выходили со мной на площадку, организацию – от Сергея Кущенко, пригласившего меня, до Андрея Ватутина, всех работников офиса, прекрасно ко мне относившихся. Поддержка болельщиков была прекрасной в течение всех прошедших шести лет, а то, что мы увидели в завершающем матче финала, было просто потрясающе. Последняя игра моей карьеры получилась очень памятной. Эти шесть лет не забуду никогда.

Какие моменты карьеры в ЦСКА стали для тебя самыми запоминающимися? Наверное, легче всего назвать победы в Евролиге.
Действительно, их легко назвать. Но даже не из-за побед. Просто те финалы для меня были очень значимыми. В Праге для меня было очень важно выиграть, потому что я уступил в «Финале четырех» в колледже, а затем с «Бенеттоном». Было здорово воспользоваться возможностью наконец заполучить настоящий титул. И мы сделали это, когда никто не ожидал от нас успеха. В Мадрид мы приехали в ходе отличного сезона, у меня только-только родился сын, и мы вновь выиграли в непростом матче у «Маккаби». Звание MVP «Финала четырех» стало вершиной моей карьеры. Как видишь, все дело не только в победах. Конечно, нельзя недооценивать значимость каждого титула чемпиона России. Никому не хотелось отправляться в отпуск проигравшим, и мы никогда до этого не доводили.

Напомню еще один замечательный момент: «Финал четырех» в Париже. Замечательный сезон для тебя лично, возможно, один из лучших статистически. И 32 очка за 45 минут по итогам «бронзового» матча с «Партизаном».
Согласен, что это был один из моих лучших сезонов и один из лучших матчей в Евролиге. Но для нас каждый «Финал четырех» значил необходимость победы в первой игре. Потому в Париже мы испытали разочарование. К матчу за третье место всегда трудно подготовиться. Нам-то хотелось сразиться с «Барселоной». Радоваться третьему месту для нас было непросто. Даже при том что игра мне лично удалась, а мы победили, благодаря великому броску Джея в овертайме. Да, это был большой день. Но, прежде всего, с точки зрения индивидуальных достижений. А я таковыми свою карьеру не мерил.

По ходу карьеры ставил ли ты перед собой индивидуальные цели? Про командные не спрашиваю, они всегда были максимальными.
Интересно, что не каждый понимает то, что ты сказал. То, что командные цели всегда превалируют над личными. Здорово, что здесь у нас всегда хватало парней, которые ставили слово «команда» над всеми остальными. В то же время, согласись, никто и никогда не предположит, будто каждый в команде ставит ее превыше всего остального. Баскетбол устроен не так. Жизнь устроена не так. Всегда есть люди, которые много значения уделяют своему «я». Что касается меня, каждое лето старался подталкивать себя. Могу гордиться тем, что мне удавалось работать усердно, но достаточно мудро, чтобы сохранять свежесть перед стартом сезона, физически и психологически. Это было особенно актуально в последние три сезона. У меня всегда было желание работать, улучшать свою игру. Не каждый болельщик понимает, что большую часть работы по прогрессу необходимо проделывать до старта сезона. Когда начинаются матчи, тебе уже не до этого, ты начинаешь фокусироваться на роли в команде, на том, чего от тебя требует тренер. А вот летом можно поработать над собой, над деталями. Потому летом всегда работал, чтобы улучшить «физику», здоровье, технику. Думаю, я с пользой проводил время и, действительно, становился лучше.

Думаю, в этом и часть ответа про индивидуальные цели. Когда ты стремишься привести команду к успеху, ты стараешься стать лучше индивидуально.
Абсолютно согласен. В таком случае ты, действительно, можешь больше помочь команде. В то же время я никогда не ставил перед собой цели, скажем, набирать 14-15 очков за матч, реализовывать 50% бросков, попасть в символическую сборную Евролиги или чемпионата России. Моей целью всегда было стать настолько лучше, насколько это возможно для Траджана Лэнгдона. Честно говоря, считаю, что я справился с задачей. Оглядываясь назад, думаю, я не мог бы работать усерднее, не мог бы «выжать» больше из своих природных качеств и талантов, с учетом перенесенных травм, с учетом уровня команд, за которые я выступал.

За эти годы ты стал настоящим москвичом, глубоко познакомился с российской культурой. Что это значит для тебя?
Шесть лет в ЦСКА, семь – в Москве получились особенными. Я приехал сюда в ноябре 2004-го, не представляя, чего ожидать. Только-только подписал контракт с «Динамо», приехал в город, которого не знал в смысле культуры, людей, всего остального. Сейчас, в 2011-м, завершая карьеру, как ты сказал, чувствую себя вовлеченным в российскую культуру. Моя семья, супруга, которая родом из России, все эти годы были невероятны, здорово поддерживали меня. Русские дети… В том числе, благодаря им я стал внимательно относиться к изучению русского языка. Важно было познакомиться с Москвой, не бояться ничего, чувствовать себя здесь в безопасности. Это особое чувство. Москва – безусловно, мой второй дом. Не важно, где мы в конце концов бросим якорь, здесь или в Америке, Москва всегда будет вызывать ощущение дома.

За эти годы у тебя сменилось несколько тренеров, множество партнеров. Кто оказал на тебя самое большое влияние? У кого ты учился?
Мне очень повезло работать со многими, кто помогал мне, кто воодушевлял меня и на площадке, и за ее пределами. Считаю, все тренеры у меня были классными, они открыли для меня много положительных и отрицательных моментов, позволили больше узнать о самом себе. Можно вспоминать многих игроков, начиная с моих первых сезонов в ЦСКА. Захар Пашутин, Дэвид Андерсен, Томас Ван ден Шпигель, Дэйв Вантерпул. Эти люди не просто хорошие игроки, но и отличные люди. Здорово было наблюдать за ростом молодых парней, таких как Швед, Воронцевич – они были рядом практически все эти годы, и здорово видеть, что сейчас они вносят весомый вклад в чемпионство. Они выросли и как игроки, и как личности, я с удовольствием буду следить за расцветом их карьеры. Здорово играть с лидерами, с теми, кто еще может вести за собой даже лучше – как Хряпа, который, став капитаном, понял и принял роль настоящего лидера. С Матьяжем Смодишем мы провели вместе в ЦСКА все шесть сезонов. Рамунас Шишкаускас – отличный парень, его шкафчик в раздевалке был в одном углу с моим. Он очень тихий человек, но с отличным чувством юмора. И, естественно, Джей Ар Холден. Он… он просто всегда со мной – на площадке, за ее пределами. У нас предельная степень доверия друг к другу во всех отношениях. Мы всегда по определению выходили на площадку с одной целью – победить. Вне зависимости от того, что мы делали, вне зависимости от некоторых разногласий, которые у нас случались, нами вел один резон – стремление выигрывать. Это потрясающее чувство, когда рядом есть человек, которому ты доверяешь безоговорочно, чья философия полностью совпадает с твоей. Он стал моим лучшим другом, наше взаимное доверие на площадке перенеслось и в обычную жизнь. И он останется моим лучшим другом, даже когда я оставлю баскетбол и уйду из ЦСКА. В общем, мне повезло встретиться с таким огромным количеством отличных людей, которые позволили мне понять, кем я являюсь.

Иногда казалось, что вы – одно целое…
Знаешь: это удивительно, играть вместе с кем-то шесть лет подряд, в НБА и, особенно, в Европе. Такие случаи крайне редки.

Какие твои мысли о будущем Джея? Понятно, что ты не можешь говорить за него, но поделись ощущениями.
Думаю, что он был честен перед репортерами, когда сказал, что, наверное, провел свой последний матч. Все знают, что он не очень часто говорит с прессой, в то же время он внимательно относится к сказанному. Понятно, что ничего нельзя гарантировать на 100 процентов. В то же время, из его слов следует, что он очень-очень близок к тому, чтобы уйти из баскетбола. Считаю, в то же время, что он в отличной форме, он невероятный, феноменальный атлет. У Джея потрясающее умение восстанавливаться, поддерживать высочайший уровень игры. Он это показал в этом сезоне. Думаю, для организации ЦСКА он был невероятно ценен, и по нему будут скучать.

Как ты отметил, сейчас ты не знаешь, где твой дом, но мы надеемся видеть тебя здесь благодаря привязанности к Москве.
Вы меня определенно увидите. Конечно, буду следить за ЦСКА, желать всего самого лучшего будущим командам, игрокам, тренерам. Хочу, чтобы ЦСКА не останавливался и продолжал идти к успехам. Когда буду в Москве, обязательно буду приходить на игры. Пока не могу предсказать, как часто это будет случаться, но свою поддержку гарантирую.

Видео
FLV: 27.14 Мb ZIP: 74.1 Мb [03:21]
«Конь-Огонь» (Траджан Лэнгдон)