Расскажи, что тебя подвигло во второй раз вернуться в ЦСКА?
Да, учитывая мой первый контракт, делаю уже третий подход. Редко бывает, наверное, чтобы кто-то двигался по подобному пути, в разное время трижды оказавшись в той же команде. Надеюсь, эта попытка станет самой удачной.
Бог Троицу любит?
В это не верю. Хочу перестать кому-то что-то доказывать. Просто работать и хорошо делать то, чего от меня хотят тренеры. Скажут играть – буду играть, потребуется выйти на две минуты и сфолить – без сомнений и сожалений сделаю это. Так меня учит отец. Понимаю, что принял сложное решение. Последний сезон я много играл, чувствовал большое доверие со стороны «Спартака», поддержку болельщиков, клуба, товарищей. А сейчас придется принять другую роль. Ведь я понимаю, что не получу по 30 минут в матче и капитанскую повязку. Готов просто оказывать партерам посильную помощь. Хочется, чтобы и болельщики, и работники клуба, и родные поддержали меня в этом. Может, не все будет получаться, но я обещаю, что буду работать, прогрессировать, содействовать созданию дружной атмосферы в коллективе. Буду общаться с болельщиками, с прессой. Хочу остаться в ЦСКА надолго.
Можешь сказать, что вернулся другим игроком?
С каждым годом мы все становимся мудрее, воспринимаем что-то новое. Мне прошедший год позволил лучше понять, что такое ответственность за результат команды. Уже нельзя было спрятаться за спину, нужно было отвечать за команду, готовиться к этому. Ведь на площадке проводил по 30-35. С этой точки зрения пересмотрел многое в подходе к делу. Считаю, что стал… мужиком, наверное. Что-то получалось, что-то – нет, но думаю, многие заметили – я всегда старался быть с командой и не позволил себе создавать какие-то подобия конфликтных ситуаций, только поддерживал всех. Надеюсь, и руководство «Спартака», и питерцы вспомнят меня добрым словом. По крайней мере, старался быть честным перед ними.
Такая ответственность часто ложится на плечи серьезным грузом. И, к примеру, в прошедшем плей-офф у тебя хватало откровенно неудачных моментов. Наверное, много пришлось выдержать. Как сам это пережил?
Тяжело, конечно… До сих пор в мыслях крутится серия с «Химками», где мы обязаны были побеждать, и только чудом… По окончании третьего матча с трудом нашел в себе силы, чтобы поздравить своих друзей Серегу Моню и Виталика Фридзона. Даже они признали, что победа стала для них чудом. И такие игры, конечно, переживаются особенно тяжело. Ведь можно сказать, что… Да что говорить – это факт, что из-за моей ошибки проиграли. Такова жизнь… Мы расстроились поражению в серии, не сумели собраться, и за это были наказаны «Нижним Новгородом». Отсюда очередной урок: после больших поражений нельзя тратить много времени на расстройства. Наверное, только великие профессионалы умеют быстро избавляться от переживаний. Об этом говорили и Баркли, и Родман: игра закончилась, надо думать о следующей. Наверное, этому научусь на следующем шаге своей карьеры.
Такое, наверное, с опытом придет.
Надеюсь. Когда закончу прогрессировать и совершенствоваться, скажу: все, ребята, займусь другим делом, со спортом заканчиваю. Очень ценил общение со многими людьми в «Спартаке», где приобрел новых друзей. Они дали мне много, показали то, чего не видел. В ЦСКА постараюсь также приобретать полезный опыт, ведь все игроки, тренеры, менеджеры здесь – профессионалы экстра-класса, у каждого можно черпать что-то свое.
Как я понял, переход в ЦСКА во многом связан с твоим личным желанием.
Желание вызвано тем, что ЦСКА – лучший клуб Европы. Спроси любого – каждый пойдет в ЦСКА. Повторю, что не хочу чего-то доказывать. Постараюсь себя реализовать. Считаю, что готов помочь и по голове, и по сердцу. Взвесил все факторы и понял, что это правильно.
Похоже, тренер Казлаускас питает к тебе симпатию. Поговорили с ним?
Он объяснил, как видит меня, чего будет требовать. Вкратце, он сказал: будешь работать, получишь шанс. Главное, чтобы тренер верил. Почувствовал это в прошедшем сезоне. Важно, чтобы не ставили на тебе крест после отдельных ошибок, видели положительное, отмечали хорошую работу.
Какие планы на лето до сборной?
Все расписано давно. Отдых короткий, свободного времени мало, меньше месяца. 13 дней отдыхаю с девушкой в Испании, после чего поеду в Америку готовиться к сборной. Как показывает практика, если приезжаешь в национальную команду неподготовленным, тяжело втянуться в работу, проявить себя. В прошлом году провел в США месяц, занимался индивидуально, сыграл в Летней лиге НБА. На этот раз проведу две недели. Мне уже нашли инструктора по йоге – считаю, что это нужно для спортивного будущего, а индивидуально со мной в Далласе будет заниматься тот же тренер, что год назад.
Не боишься «переесть» баскетбола за лето? Наши ветераны – Лэнгдон, Смодиш – говорили, насколько это важно.
Понимаю, о чем речь. Но мне все же еще не 30, всего 25. Хотя, если быть откровенным, в этом сезоне почувствовал, что такое «переесть» баскетбола. Матчей было много, игрового времени – тоже. Наверное, впервые за карьеру я не мог смотреть баскетбол в свободное время. Дома не было «НТВ ПЛЮС», а потому посмотрел всего пару игр – да и то, потому что находился в компании. На отдыхе тоже только кручу велосипед, делаю отжимания, растяжку, играю в волейбол. Только и всего. Даже уже соскучился. С волейбольным мячом начинаю какие-то баскетбольные движения, что-то в голове прокручиваю. Действительно, нужно научиться забывать о баскетболе. Когда появился интерес со стороны ЦСКА, я перестал днем спать. Все время в голове какие-то мысли, схемы.
Видео не смотрел?
Нет, потому что, улетая в Испанию, забыл зарядку от ноутбука. Клянусь, взял бы зарядку – не утерпел бы. Только новости изучал через телефон.